В этнографической коллекции музейного комплекса хранится традиционная женская одежда юганских хантов. В отличие от мужской, она не так быстро исчезает из обихода, хотя со временем ее детали меняются.
Днем хантыйские женщины поверх нижней рубахи надевали халат — сак. Сак — общее название для распашной одежды обских угров, выполненной из разных материалов. По покрою женский сак не отличался от мужского, но всегда был ниже колен. Правая пола распашной одежды заходила на левую и крепилась с ней при помощи завязок из ткани, ровдуги (замши) или кожи.
Сак обычно шили однотонным, преимущественно использовали темно-красную, темно-синюю или темно-зеленую ткань. У хантов существовали суеверия, связанные с цветом одежды. Например, в красном халате нельзя было ходить в лес: считалось, что может напасть змея или медведь. На праздник не надевали одежды черных цветов.
Для украшения традиционных нарядов ханты использовали полосы из контрастной ткани и бисерные орнаментированные накладки. Такие узоры выполняли не только декоративную функцию: по орнаменту на обуви и одежде можно было определить, к какому роду относится женщина.
Самые узкие полосы пришивали на концы рукавов, самую широкую — на подол. В некоторых случаях, например на поминки, бисерные украшения снимали. Исследователи предполагают, что юганцы изначально могли носить однотонную одежду. Когда появилась традиция нашивать полосы контрастной ткани на женскую распашную одежду у юганских хантов, достоверно установить не удалось. До сих пор это остается предметом дискуссии в научных кругах.
Летний женский сак из экспозиции «Югорское наследие» был изготовлен в 1993 году. Его сшила Лидия Каюкова из стойбища Каюковых, расположенного в Нефтеюганском районе. Материалом для сака послужило сукно темно-зеленого цвета. Халат мастерица отделала сукном красного и синего цветов. Правая пола держится на левой с помощью двух пар завязок. Для создания декора использовался бисер оранжевого, красного, синего и зеленого цветов. Хантыйские женщины шьют и носят сак и в наши дни, они сохраняют традиции изготовления национальной одежды.
Днем хантыйские женщины поверх нижней рубахи надевали халат — сак. Сак — общее название для распашной одежды обских угров, выполненной из разных материалов. По покрою женский сак не отличался от мужского, но всегда был ниже колен. Правая пола распашной одежды заходила на левую и крепилась с ней при помощи завязок из ткани, ровдуги (замши) или кожи.
Сак обычно шили однотонным, преимущественно использовали темно-красную, темно-синюю или темно-зеленую ткань. У хантов существовали суеверия, связанные с цветом одежды. Например, в красном халате нельзя было ходить в лес: считалось, что может напасть змея или медведь. На праздник не надевали одежды черных цветов.
Для украшения традиционных нарядов ханты использовали полосы из контрастной ткани и бисерные орнаментированные накладки. Такие узоры выполняли не только декоративную функцию: по орнаменту на обуви и одежде можно было определить, к какому роду относится женщина.
Самые узкие полосы пришивали на концы рукавов, самую широкую — на подол. В некоторых случаях, например на поминки, бисерные украшения снимали. Исследователи предполагают, что юганцы изначально могли носить однотонную одежду. Когда появилась традиция нашивать полосы контрастной ткани на женскую распашную одежду у юганских хантов, достоверно установить не удалось. До сих пор это остается предметом дискуссии в научных кругах.
Летний женский сак из экспозиции «Югорское наследие» был изготовлен в 1993 году. Его сшила Лидия Каюкова из стойбища Каюковых, расположенного в Нефтеюганском районе. Материалом для сака послужило сукно темно-зеленого цвета. Халат мастерица отделала сукном красного и синего цветов. Правая пола держится на левой с помощью двух пар завязок. Для создания декора использовался бисер оранжевого, красного, синего и зеленого цветов. Хантыйские женщины шьют и носят сак и в наши дни, они сохраняют традиции изготовления национальной одежды.