В XV–XVII веках в Европе стало распространяться огнестрельное оружие. Первые ружья были фитильными. Стрелять из такого оружия было крайне неудобно, так как заряды для них поджигали вручную специальным прутом и держать ружье приходилось одной рукой, поэтому в XVIII веке его заменили ружья с искровым кремневым замком, которые поступали на Кавказ из Османской империи.
В музее хранится гладкоствольное дульнозарядное ружье калибра 13 мм, с кремневым испано-мавританским замком. Замок — это часть ружья, отвечающая за воспламенение заряда. Термин «замок» устарел и сейчас применяется только к историческому оружию. Кремневый испано-мавританский замок — только один из вариантов воспламенения пороха для выстрела. Ему предшествовали другие варианты замков. Но введение испано-мавританского кремневого ударного замка в конструкцию ружей вызвало своего рода революцию в военной тактике. Эта система выгодно отличалась от предшествующих дешевизной, простотой и надежностью.
Изначально этот способ воспламенения пороха пришел из арабского мира, в самом начале XVI века попал в Испанию и в дальнейшем распространился в Европе — это и дало название ударной системе замка. На Кавказ ружья с кремнево-ударным замком пришли через Османскую империю и успешно использовались повсеместно вплоть до XIX века.
В силу географической, экономической и политической изолированности Северо-Западного и Центрального Кавказа огнестрельное оружие появилось у адыгов значительно позже, чем в Европе и Азии, примерно в середине XVII века. При этом военные вкусы адыгской военной элиты оказались иными, нежели у европейцев. На протяжении более чем двух веков ее излюбленным оружием оставалось длинноствольное кремневое ружье.
Ружья, так же как и холодное оружие, было принято богато украшать. И в этом искусстве адыгские мастера весьма преуспели. Восьмигранный стальной ствол ружья, представленного в экспозиции, украшен орнаментом, выполненным золотой насечкой. Для цевья использована древесина ореха, относительно легкая, прочная. Концы цевья украшены костью. Также костяными накладками и латунными бляшками украшены отверстия под ремень и спусковой крючок. Ружье до 1930 года хранилось в Кубанском окружном музее, затем — в Адыгейском областном краеведческом музее, и только в 1971 году оно было передано в Геленджикский музей.
В музее хранится гладкоствольное дульнозарядное ружье калибра 13 мм, с кремневым испано-мавританским замком. Замок — это часть ружья, отвечающая за воспламенение заряда. Термин «замок» устарел и сейчас применяется только к историческому оружию. Кремневый испано-мавританский замок — только один из вариантов воспламенения пороха для выстрела. Ему предшествовали другие варианты замков. Но введение испано-мавританского кремневого ударного замка в конструкцию ружей вызвало своего рода революцию в военной тактике. Эта система выгодно отличалась от предшествующих дешевизной, простотой и надежностью.
Изначально этот способ воспламенения пороха пришел из арабского мира, в самом начале XVI века попал в Испанию и в дальнейшем распространился в Европе — это и дало название ударной системе замка. На Кавказ ружья с кремнево-ударным замком пришли через Османскую империю и успешно использовались повсеместно вплоть до XIX века.
В силу географической, экономической и политической изолированности Северо-Западного и Центрального Кавказа огнестрельное оружие появилось у адыгов значительно позже, чем в Европе и Азии, примерно в середине XVII века. При этом военные вкусы адыгской военной элиты оказались иными, нежели у европейцев. На протяжении более чем двух веков ее излюбленным оружием оставалось длинноствольное кремневое ружье.
Ружья, так же как и холодное оружие, было принято богато украшать. И в этом искусстве адыгские мастера весьма преуспели. Восьмигранный стальной ствол ружья, представленного в экспозиции, украшен орнаментом, выполненным золотой насечкой. Для цевья использована древесина ореха, относительно легкая, прочная. Концы цевья украшены костью. Также костяными накладками и латунными бляшками украшены отверстия под ремень и спусковой крючок. Ружье до 1930 года хранилось в Кубанском окружном музее, затем — в Адыгейском областном краеведческом музее, и только в 1971 году оно было передано в Геленджикский музей.