Константин Леонидович Пржецлавский (1828–1876) родился в дворянской семье в Виннице, где окончил гимназию. С юности он тяготел к искусству и в 1847 году переехал в Санкт-Петербург, где стал вольноприходящим учеником Академии художеств по классу батальной живописи.
Занятия вел профессор Богдан Павлович Виллевальде — крупный художник-баталист и учитель многих мастеров этого жанра следующего поколения, в том числе Николая Семёновича Самокиша. В наследии самого Виллевальде также присутствуют полотна на тему Отечественной войны и особенно Заграничных походов 1813–1814 годов.
Неудивительно, что на эту тематику он ориентировал и Пржецлавского. В 1855 году на очередной выставке Академии художеств появилась работа молодого автора «Русские в 1812 году». Уже в ней проявился интерес Константина Леонидовича к быту простого народа.
Среди последующих его полотен выделялись «Семейство бедного художника и покупатель картин», «Консультация», «Неожиданное благодеяние», «Кобзарь. Малороссийская сцена». В отличие от вскоре появившихся передвижников, Пржецлавский не вносил в свои полотна социально-критического элемента.
Художник ограничивался сентиментальным изображением сцен из жизни бедняков. В 1862 году Константин Леонидович потерял по возрасту право участия в учебных выставках Академии художеств, и последние годы его жизни малоизвестны.
Картина «Русские в 1812 году» представляет собой переломное произведение в творчестве художника. Оставаясь в рамках исторического жанра, он решил его через сюжет из крестьянской жизни. Композиционный центр картины — стоящий во весь рост крестьянин, который берет ружье, чтобы сражаться с врагом. Его удерживают члены семьи: женщина, девушка и маленькая девочка.
На заднем плане — остовы печей разрушенных домов, они окутаны дымом. Вдали крестьяне отражают нападение неприятельских солдат, которые пришли грабить их землю. Данное полотно отражает наметившееся в середине XIX века в рамках академического направления стремление к правде жизни и чувств. Оно нашло яркое выражение в шедеврах русского искусства второй половины столетия.
Занятия вел профессор Богдан Павлович Виллевальде — крупный художник-баталист и учитель многих мастеров этого жанра следующего поколения, в том числе Николая Семёновича Самокиша. В наследии самого Виллевальде также присутствуют полотна на тему Отечественной войны и особенно Заграничных походов 1813–1814 годов.
Неудивительно, что на эту тематику он ориентировал и Пржецлавского. В 1855 году на очередной выставке Академии художеств появилась работа молодого автора «Русские в 1812 году». Уже в ней проявился интерес Константина Леонидовича к быту простого народа.
Среди последующих его полотен выделялись «Семейство бедного художника и покупатель картин», «Консультация», «Неожиданное благодеяние», «Кобзарь. Малороссийская сцена». В отличие от вскоре появившихся передвижников, Пржецлавский не вносил в свои полотна социально-критического элемента.
Художник ограничивался сентиментальным изображением сцен из жизни бедняков. В 1862 году Константин Леонидович потерял по возрасту право участия в учебных выставках Академии художеств, и последние годы его жизни малоизвестны.
Картина «Русские в 1812 году» представляет собой переломное произведение в творчестве художника. Оставаясь в рамках исторического жанра, он решил его через сюжет из крестьянской жизни. Композиционный центр картины — стоящий во весь рост крестьянин, который берет ружье, чтобы сражаться с врагом. Его удерживают члены семьи: женщина, девушка и маленькая девочка.
На заднем плане — остовы печей разрушенных домов, они окутаны дымом. Вдали крестьяне отражают нападение неприятельских солдат, которые пришли грабить их землю. Данное полотно отражает наметившееся в середине XIX века в рамках академического направления стремление к правде жизни и чувств. Оно нашло яркое выражение в шедеврах русского искусства второй половины столетия.