В 1804 году Карл Мелли, бывший комиссионер фарфорового магната Российской империи Франца Гарднера, создал собственную фабрику на базе гарднеровского предприятия. Семь лет спустя производство выкупил Алексей Гаврилович Попов.
В 1810–1840-х годах здесь трудилось около 250 человек. Использование техники гарднеровских мастеров и активная разработка собственных узнаваемых черт создали предприятию достойную репутацию. В 1831 году в Москве состоялась промышленная выставка, на которой поповская продукция получила малую золотую медаль. В статье «Московских ведомостей» появились благосклонные отзывы о «блеске живописи», стройности и вкусе форм, о предметах «утонченной роскоши», в какие мастера сумели преобразовать песок и глину.
Производство общедоступной продукции сочеталось с выполнением частных заказов, не уступавшим по качеству и стоимости изделиям Императорского фарфорового завода.
В ассортимент завода Алексея Попова входили чайные и столовые сервизы, вазы, чернильницы, различные интерьерные вещицы. Большим спросом пользовались статуэтки и композиции с изображением мифологических героев, животных, дам и кавалеров, крестьян за работой или в часы досуга. От копий и подражаний мастера перешли к изготовлению уникальных изделий, отличавшихся большой реалистичностью форм и росписи. Характерные для поповских изделий оттенки — ярко-синие, зеленые, каштановые — были созданы в лаборатории завода.
Представленная фигурка из бисквитного фарфора отличается мягкой волнообразной прорисовкой позы, деталей одежды. Такой стиль был характерен для изделий завода в течение десятилетия, затем ему на смену пришли более выраженные, «острые» линии. Роспись по неглазурованному бисквитному фарфору придает изображению естественность и живость. Скульптурная серия с образами простого народа вышла ограниченным тиражом.
В конце XIX — начале XX века поповские фигурки были образцовыми для других изготовителей.
Дело Алексея Попова унаследовали его сын Дмитрий Алексеевич и дочь Татьяна Алексеевна, затем внуки. Позднее производство было продано (его последним владельцем значился купец Фомичев). Рецепты уникальных красок приобрел завод братьев Корниловых, а формы для отливки предметов посуды и интерьера — завод Ивана Алексеевича Иконникова.
В наши дни поповский фарфор высоко ценится в мире искусства за свой самобытный стиль, яркие цвета и ручную роспись.