Рушник — полотенце из домотканого холста, украшенное вышивкой и кружевами, предмет народной культуры и народного творчества славян. Рушник был святой вещью, и к нему относились с большим уважением.
Преобладающий красный и черный цвет в вышивке рушника тоже неслучаен. Красный цвет — это цвет солнца, тепла и красоты, крови (жизненной силы), черный — это символ богатства, чернозема, земли.
Рушник не только украшал повседневный быт, но и был символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом и предками. По количеству рушников судили о благосостоянии семьи, по сложности вышивки — о мастерстве и трудолюбии хозяйки. Сюжеты вышивки имели глубокие исторические корни, несли сакральный смысл.
Кроме обрядового и декоративного значения рушники имели и чисто практическое применение. Соответственно функциям, которые они выполняли, рушники имели и свои названия. Для вытирания лица и рук служил утиральник, посуды и стола — стирок. На большие ежегодные праздники ткались и вышивались особые рушники. Например, на Масленицу существовал обычай в благодарность за угощение одаривать хозяев дома рушником — блинником. Пасхальные рушники предназначаются для выпеченных хлебов, куличей. Подорожный рушник, обычно небольшой, со скромной, но тщательно продуманной вышивкой, давался в дорогу тем, кто покидал родной дом: воинам, торговцам. На хлебосольном рушнике подавали хлеб-соль. Самое большое количество было свадебных рушников. Самый главный свадебный рушник носит название «венчальный».
Рушник из собрания Новороссийского исторического музея-заповедника был изготовлен в Саратовской губернии Савельевой Ксенией Герасимовной. Функциональное значение этого рушника доподлинно неизвестно. Основное полотно домотканое, очень хорошего качества. Это свидетельствует о том, что изготовлен он был для особо торжественного случая. Концы основного полотна украшены растительным орнаментом. Орнамент вышит нитями красного, зеленого и черного цветов. Символика вышивки позволяет нам предположить, что этот рушник — свадебный и был изготовлен молодой девушкой до свадьбы, так как издревле считалось, что изготовление свадебных рушников — обязанность невесты. Наши предки воспринимали рушник как полотно, на котором красной нитью изображалось прошлое, настоящее и будущее. Считалось, что невеста, вышивая свадебный рушник, вышивает свое семейное будущее.
Преобладающий красный и черный цвет в вышивке рушника тоже неслучаен. Красный цвет — это цвет солнца, тепла и красоты, крови (жизненной силы), черный — это символ богатства, чернозема, земли.
Рушник не только украшал повседневный быт, но и был символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом и предками. По количеству рушников судили о благосостоянии семьи, по сложности вышивки — о мастерстве и трудолюбии хозяйки. Сюжеты вышивки имели глубокие исторические корни, несли сакральный смысл.
Кроме обрядового и декоративного значения рушники имели и чисто практическое применение. Соответственно функциям, которые они выполняли, рушники имели и свои названия. Для вытирания лица и рук служил утиральник, посуды и стола — стирок. На большие ежегодные праздники ткались и вышивались особые рушники. Например, на Масленицу существовал обычай в благодарность за угощение одаривать хозяев дома рушником — блинником. Пасхальные рушники предназначаются для выпеченных хлебов, куличей. Подорожный рушник, обычно небольшой, со скромной, но тщательно продуманной вышивкой, давался в дорогу тем, кто покидал родной дом: воинам, торговцам. На хлебосольном рушнике подавали хлеб-соль. Самое большое количество было свадебных рушников. Самый главный свадебный рушник носит название «венчальный».
Рушник из собрания Новороссийского исторического музея-заповедника был изготовлен в Саратовской губернии Савельевой Ксенией Герасимовной. Функциональное значение этого рушника доподлинно неизвестно. Основное полотно домотканое, очень хорошего качества. Это свидетельствует о том, что изготовлен он был для особо торжественного случая. Концы основного полотна украшены растительным орнаментом. Орнамент вышит нитями красного, зеленого и черного цветов. Символика вышивки позволяет нам предположить, что этот рушник — свадебный и был изготовлен молодой девушкой до свадьбы, так как издревле считалось, что изготовление свадебных рушников — обязанность невесты. Наши предки воспринимали рушник как полотно, на котором красной нитью изображалось прошлое, настоящее и будущее. Считалось, что невеста, вышивая свадебный рушник, вышивает свое семейное будущее.