«Обиход церковного пения со знаменной нотацией» — одна из самых ценных старообрядческих рукописей Каргопольского музея. «Знаменной нотацией» назывался основной вид древнерусского богослужебного пения. Нотация означает записанную определенными символами систему, а знаменная она потому, что записи сделаны знамёнами — специальными знаками.
Книга помещена в специальный переплет, созданный из досок, покрытых настоящей кожей. Ее можно крепко закрыть с помощью двух металлических застежек. Когда книга сложена, видно, что соединенные страницы окрашены красной краской.
Рукопись создали старообрядцы страннического согласия в 1878 году. Странники — одно из беспоповских направлений старообрядчества. «Беспоповских» означает, что у этих верующих не было священников. У направления была довольно радикальная философия: старообрядцы-странники считали спасением души «вечное странство», разрыв с миром, изоляцию от общества и отказ от любых гражданских функций и обязанностей.
На рукописи указаны имена авторов — на небольшом листе, вклеенном между листами 42 и 43, стоит надпись: «писал Прохоръ и Никаноръ». Запись на корешке переплета сохранила и немного информации о переплетчике: «Переплел мастер П. Ф. И., книга глаголемая Обиход».
Имена писцов также повторяются на обороте последнего листа. На нем нарисован квадрат с треугольником сверху, напоминающий дом с двускатной кровлей.
На рисунке оставлены записи. Первая — «Имя писавшего Прохор». На каждую букву имени тут записано ее числовое значение. Вторая — «Писано сия книга Обиходник от Адама 7386 года и Никанора Игнатьевича». Здесь датой создания указан старинный календарный 7386 год, по современному летоисчислению он соответствует 1878 году.
Прохор Ильин родился в 1865 году и прожил примерно до 1922 года. Он был выходцем из семьи старообрядцев села Муфтюга Удорского края. Переходя к старообрядцам-странникам, человек вновь принимал крещение (иногда его называли перекрещивание). Свое мирское имя он при этом менял. Прохор Филиппович или просто Прохор — его новое имя. Им этот именитый наставник подписывался в резолюциях страннических соборов и в ряде своих посланий каргопольской братии.
В детстве, будучи двенадцатилетним мальчиком, Прохор вместе со стариком-отцом ушел в раскольнический скит (небольшой монастырь), где научился иконописному мастерству и умению вести полемику.
Он активно пропагандировал странническое учение у себя на родине и в Каргополье. Обладая даром убеждения, старообрядец вдохновил многих местных жителей присоединиться к его философии, и стал одним из руководителей страннической общины в Каргопольском уезде на рубеже XIX–XX веков.
Книга помещена в специальный переплет, созданный из досок, покрытых настоящей кожей. Ее можно крепко закрыть с помощью двух металлических застежек. Когда книга сложена, видно, что соединенные страницы окрашены красной краской.
Рукопись создали старообрядцы страннического согласия в 1878 году. Странники — одно из беспоповских направлений старообрядчества. «Беспоповских» означает, что у этих верующих не было священников. У направления была довольно радикальная философия: старообрядцы-странники считали спасением души «вечное странство», разрыв с миром, изоляцию от общества и отказ от любых гражданских функций и обязанностей.
На рукописи указаны имена авторов — на небольшом листе, вклеенном между листами 42 и 43, стоит надпись: «писал Прохоръ и Никаноръ». Запись на корешке переплета сохранила и немного информации о переплетчике: «Переплел мастер П. Ф. И., книга глаголемая Обиход».
Имена писцов также повторяются на обороте последнего листа. На нем нарисован квадрат с треугольником сверху, напоминающий дом с двускатной кровлей.
На рисунке оставлены записи. Первая — «Имя писавшего Прохор». На каждую букву имени тут записано ее числовое значение. Вторая — «Писано сия книга Обиходник от Адама 7386 года и Никанора Игнатьевича». Здесь датой создания указан старинный календарный 7386 год, по современному летоисчислению он соответствует 1878 году.
Прохор Ильин родился в 1865 году и прожил примерно до 1922 года. Он был выходцем из семьи старообрядцев села Муфтюга Удорского края. Переходя к старообрядцам-странникам, человек вновь принимал крещение (иногда его называли перекрещивание). Свое мирское имя он при этом менял. Прохор Филиппович или просто Прохор — его новое имя. Им этот именитый наставник подписывался в резолюциях страннических соборов и в ряде своих посланий каргопольской братии.
В детстве, будучи двенадцатилетним мальчиком, Прохор вместе со стариком-отцом ушел в раскольнический скит (небольшой монастырь), где научился иконописному мастерству и умению вести полемику.
Он активно пропагандировал странническое учение у себя на родине и в Каргополье. Обладая даром убеждения, старообрядец вдохновил многих местных жителей присоединиться к его философии, и стал одним из руководителей страннической общины в Каргопольском уезде на рубеже XIX–XX веков.