Зимние рукавицы шьют из шкуры оленя мехом наружу. Существуют также летние — из ровдуги. Как правило, и женские, и мужские, и детские рукавички орнаментируются.
Рукавицы легко потерять, так что-либо к ним пришивают полоску кожи, чтобы можно было повесить на пояс, либо сами рукавицы прикрепляют к одежде. Если рукавицы наглухо пришиты к рукаву, в месте сгиба кисти делают разрез, прикрытый клапаном. Клапан прикрывает щель от мороза и ветра, сохраняя тепло, и в то же время благодаря разрезу руку можно при необходимости легко высвободить. Это удобно для выполнения различных работ, которые сложно или невозможно выполнить в рукавицах.
Мастерицы очень гордятся своим умением изготавливать красивые вещи, ведь не каждая хантыйская женщина может вырезать орнамент, красиво и аккуратно сшить узкие полоски меха или кожи.
В орнаменте мастерица самые отвлеченные геометрические формы наполняет вполне определенным содержанием, отражая представления об окружающей действительности. Это звери, птицы, растения, природные явления и сам человек: «наварнэ» — «лягушка», «шовыр пал» — «заячьи ушки», «нюхас» — «соболь», «васы олын» — «выводок утят», «питы лук» — «глухарь», «холх тыхл» — «гнездо черного ворона», «ай сумат нув» — «березовая ветка», «серхайн юх» — «цветущий куст», «вот хумпи» — «накаты волн», «хэ шоп» — «туловище человека». Названия узорам давали по сходству и подобию предмета.
Некоторые орнаменты выполнялись в строго определенное время, по случаю какого-либо события — например, орнамент медвежьего следа. Рукавицу с такой вышивкой дарили охотнику, добывшему медведя.
Узор всегда имеет прикладную сторону, связан с функцией предмета, на который наносится, с его формой, материалом. И, наконец, любой орнамент имеет тот или иной смысл.
Орнамент выполняет три функции: коммуникативную (намерение сообщить информацию), магическую и эстетическую. Традиционно считается, что вещь готова и ею можно пользоваться, лишь тогда, когда она орнаментирована. Именно по этой причине орнамент в культуре народа ханты чрезвычайно устойчив и «умирает» вместе с вещами. В ряде случаев орнамент переживает их, оказывается более стойким, более жизнеспособным, поскольку переносится на нетрадиционные вещи, включается в новую культуру.