Автор статуэтки для Всероссийского телевизионного конкурса, поразительной скульптуры «Древо жизни» в Москве и пермского памятника Сергею Дягилеву, Эрнст Неизвестный всегда с особым трепетом относился к человеческим рукам. В его скульптурах руки олицетворяют человека в целом, являются одним из центральных символов в творчестве.
Скульптура «Рука» также символична. Мы видим руку человека, которая сжимает руку робота. Это рука создателя, человека-творца, в которой находится механизированная рука его творения.
Судя по воспоминаниям самого мастера, он часто задумывался об особенностях человеческого тела и его возможностях. Он писал о том, что в детстве боялся представить конец Вселенной, за которым должна была быть пустота. Бесконечность в его фантазиях имела образ темноты и пустоты, пугала и внушала ужас. Чтобы избавиться от этого образа, маленький мальчик стал представлять Вселенную в виде матрёшки: маленькое тело помещено в большее, а большее в ещё большее и так далее. Он почувствовал себя центром Вселенной, ведь все тела подобны. Так подросток освободился от страха, его перестала пугать пустота, ведь он ощутил себя «частью огромнейшего-преогромнейшего «Я».
Скульптура «Рука» также символична. Мы видим руку человека, которая сжимает руку робота. Это рука создателя, человека-творца, в которой находится механизированная рука его творения.
Судя по воспоминаниям самого мастера, он часто задумывался об особенностях человеческого тела и его возможностях. Он писал о том, что в детстве боялся представить конец Вселенной, за которым должна была быть пустота. Бесконечность в его фантазиях имела образ темноты и пустоты, пугала и внушала ужас. Чтобы избавиться от этого образа, маленький мальчик стал представлять Вселенную в виде матрёшки: маленькое тело помещено в большее, а большее в ещё большее и так далее. Он почувствовал себя центром Вселенной, ведь все тела подобны. Так подросток освободился от страха, его перестала пугать пустота, ведь он ощутил себя «частью огромнейшего-преогромнейшего «Я».
Эти размышления из дневников мастера очень похожи на психоанализ, но, по сути, его работы не имеют ничего общего с психоаналитикой. Скульптора не интересуют комплексы или даже внутренние органы, его образы прославляют целостность человеческой природы. Цель автора схожа с теми, что ставили перед собой античные скульпторы и художники Возрождения. Но, в отличие от мастеров того времени, считавших человеческое тело верхом совершенства, Эрнст Неизвестный видит его адаптирующимся, видоизменяющимся.
Позиция Эрнста Неизвестного не так необычна, как кажется на первый взгляд. Её разделяли поэты-романтики XIX века, к примеру. В скульптуре Неизвестный отразил её первым.
Кроме музея на родине скульптора, в Екатеринбурге, есть ещё один музей, посвящённый его творчеству, — в шведском городе Уттерсберг. Музей творчества Эрнста Неизвестного в Швеции создан галеристом Астли Нюленом, назван «Древом жизни» и содержит около сотни разноплановых работ мастера.
Самой известной среди обывателей работой скульптора считается статуэтка Орфея из бронзы. Оригинал — двухметровую статую, символизирующую трагедию творца, Эрнест Иосифович создал в 1962 году после судьбоносной встречи с Никитой Хрущёвым. Несколько десятилетий спустя уменьшенная копия скульптуры стала телевизионной наградой.