Самый известный предмет гардероба лесных ненцев — малица, мужская глухая одежда, сшитая из обработанных шкур оленя мехом внутрь. Именно она помогает переживать даже самые лютые холода. Надевают малицу на голое тело. Длинный, полый внутри волос оленьего меха, прилегая к телу человека, создает свой микроклимат, сохраняя тепло. При контакте с кожей мех впитывает чрезмерную влагу. Носят малицу с наборным поясом из оленьей кожи с прикрепленными к нему ножом в ножнах, точильным бруском в специальном мешочке, шилом, мелкими костяными деталями упряжи.
Чтобы сохранить малицу от сырости, грязи и солнца, с давних пор многие лесные ненцы надевают поверх нее суконную маличную рубаху. По покрою она сходна с самой малицей. Перед и спинка сшиваются из цельных кусков ткани и слегка расширяются книзу, перед немного короче, рукава расширены к проймам. Рубаха шьется без капюшона, во время носки мужчины набрасывают на голову двухслойный капюшон малицы.
Для пошива маличной рубахи используют сукно традиционных у лесных ненцев цветов — синего, зеленого или красного. Горловину, обшлага рукавов и подол украшают орнаментом контрастного цвета. Технология выполнения узоров из сукна аналогична технологии выполнения меховых орнаментов: две части контрастных цветов, одинаковые по форме, располагаются зеркально друг другу и сшиваются мелким стежком «через край». Дополнительно используется способ аппликации — орнамент создают, нашивая на сукно основного цвета контрастные лоскуты.
У лесных ненцев каждый цвет в одежде несет определенную символику. Так, например, зеленый — цвет травы, весны и лета, красный — цвет огня, тепла или крови, цвет зарождения жизни. Огонь, тепло, солнце и свет носят с собой люди в одежде, орнаментированной полосами сукна красного цвета.
В экспозиции музея представлена маличная рубаха, переданная в его фонды Ховку Пяком, жителем стойбища Дянки-Кой. Для ее пошива использовано сукно традиционного зеленого цвета, в качестве декоративной отделки применено красное сукно. По обшлагам рукавов и подолу пришита контрастная полоса, ворот орнаментирован рядом треугольников.
Чтобы сохранить малицу от сырости, грязи и солнца, с давних пор многие лесные ненцы надевают поверх нее суконную маличную рубаху. По покрою она сходна с самой малицей. Перед и спинка сшиваются из цельных кусков ткани и слегка расширяются книзу, перед немного короче, рукава расширены к проймам. Рубаха шьется без капюшона, во время носки мужчины набрасывают на голову двухслойный капюшон малицы.
Для пошива маличной рубахи используют сукно традиционных у лесных ненцев цветов — синего, зеленого или красного. Горловину, обшлага рукавов и подол украшают орнаментом контрастного цвета. Технология выполнения узоров из сукна аналогична технологии выполнения меховых орнаментов: две части контрастных цветов, одинаковые по форме, располагаются зеркально друг другу и сшиваются мелким стежком «через край». Дополнительно используется способ аппликации — орнамент создают, нашивая на сукно основного цвета контрастные лоскуты.
У лесных ненцев каждый цвет в одежде несет определенную символику. Так, например, зеленый — цвет травы, весны и лета, красный — цвет огня, тепла или крови, цвет зарождения жизни. Огонь, тепло, солнце и свет носят с собой люди в одежде, орнаментированной полосами сукна красного цвета.
В экспозиции музея представлена маличная рубаха, переданная в его фонды Ховку Пяком, жителем стойбища Дянки-Кой. Для ее пошива использовано сукно традиционного зеленого цвета, в качестве декоративной отделки применено красное сукно. По обшлагам рукавов и подолу пришита контрастная полоса, ворот орнаментирован рядом треугольников.