Рубаха-косоворотка была основой русского народного мужского костюма. Ее название происходит от древнерусского слова «руб», что означает грубую, простую ткань, а первые упоминания относятся в XI веку. Косовороткой называют рубаху с разрезом не по центру груди, а сбоку, который застегивается на пуговицу. По мнению историка Дмитрия Лихачёва, такой вырез делали для того, чтобы во время работы нательный крестик не выпадал из-под одежды. Фасон косоворотки был одинаков для мужчин всех сословий, различие было лишь в качестве ткани и отделки.
Рубаха выполняла не только утилитарную, но и магическую функцию. Новорожденного мальчика заворачивали в рубаху отца, а затем из нее шили первую рубашечку для ребенка. В древности люди верили, что так сила предков и рода защищает малыша от порчи и болезни. Рубашку из новой материи, новины, мальчик получал на свое трехлетие. Маленькие дети, мальчики и девочки, носили одинаковые рубашки до 12 лет.
Оберегом служила и вышивка на рубахе. Традиционно украшали низ рукавов, воротник и грудь — границы неприкрытых частей тела, через которые в человека могли проникнуть злые духи. Узор вышивки на воротнике и груди состоял из традиционного геометрического орнамента в виде ромбов. В каждый из них вписан цветок с тройчатыми лепестками. Вышивка сделана красными и черными нитками в различных техниках: гладь, двойной крест, строчка. Такое сочетание цветов характерно для юго-западных районов Калужской губернии.
Рубаху шили из четырех широких полотнищ льняного холста, длиной до бедер или до колен. Верхнюю часть дополнительно укрепляли от изнашивания подкладкой — подоплекой. Основная часть рубахи называется стан, а к ней пришиты плечевые полики, которые расширяют горловину. Сбоку пришиты прямые рукава, под мышками квадратные отрезки ткани — ластовицы. Иногда их делали красными, и служили они для большей свободы движения. Воротник шили в виде стойки высотой 2–7 см, а если его не было, то рубаху называли голошейкой.
Рубаха выполняла не только утилитарную, но и магическую функцию. Новорожденного мальчика заворачивали в рубаху отца, а затем из нее шили первую рубашечку для ребенка. В древности люди верили, что так сила предков и рода защищает малыша от порчи и болезни. Рубашку из новой материи, новины, мальчик получал на свое трехлетие. Маленькие дети, мальчики и девочки, носили одинаковые рубашки до 12 лет.
Оберегом служила и вышивка на рубахе. Традиционно украшали низ рукавов, воротник и грудь — границы неприкрытых частей тела, через которые в человека могли проникнуть злые духи. Узор вышивки на воротнике и груди состоял из традиционного геометрического орнамента в виде ромбов. В каждый из них вписан цветок с тройчатыми лепестками. Вышивка сделана красными и черными нитками в различных техниках: гладь, двойной крест, строчка. Такое сочетание цветов характерно для юго-западных районов Калужской губернии.
Рубаху шили из четырех широких полотнищ льняного холста, длиной до бедер или до колен. Верхнюю часть дополнительно укрепляли от изнашивания подкладкой — подоплекой. Основная часть рубахи называется стан, а к ней пришиты плечевые полики, которые расширяют горловину. Сбоку пришиты прямые рукава, под мышками квадратные отрезки ткани — ластовицы. Иногда их делали красными, и служили они для большей свободы движения. Воротник шили в виде стойки высотой 2–7 см, а если его не было, то рубаху называли голошейкой.
Кроме рубахи в состав мужского костюма входили пояс и порты — штаны. Рубаху носили навыпуск, только молодые ребята в некоторых губерниях заправляли рубаху в штаны или использовали подтяжки. Мужчины средних лет и старики всегда носили рубахи поверх портов. Рубаху обязательно подвязывали шелковым или плетеным поясом, который считался личным оберегом.