Иконография Рождества Христова сложилась в Византии. В её основу легли два Евангелия — от Матфея и от Луки. На Руси первая икона с подобным сюжетом появилась в XII веке. Исследователи предполагают, что образ из экспозиции написал мастер Вологодской школы иконописи в конце XVIII — начале XIX века.
Рождество Христово
Время создания
Конец XVIII – начало XIX века
Размер
114,5x68,5 см
Техника
Дерево, левкас, темпера
Коллекция
2
Открыть в приложении #2
#3
Иконография
#4
Икона относится к многосюжетному типу. На ней объединено сразу несколько сцен, которые посвящены одному событию. Основная сцена происходит в пещере, где родился Иисус. В центре композиции находятся фигуры Божией Матери и Христа. На лик Младенца через правую руку Богородицы падает свет Вифлеемской звезды. Это символ благодати. Дева Мария сидит возле новорождённого сына. Она изображена с приподнятыми и раскрытыми наружу ладонями. Такое положение рук означает заступническую молитву.
Слева нарисованы три коленопреклонённых волхва. Пророки преподносят дары Младенцу: золото, благовонные смолы — ладан и смирну. Золото символизировало, что Иисус родился, чтобы стать царём. Ладан означал, что Христос пришёл на землю, чтобы стать новым учителем и истинным первосвященником. Смирна аллегорически представляла смерть: в Древнем Израиле её использовали для бальзамирования тела умершего. Этот дар предрекал искупительную жертву Спасителя.
#6
Радостную сцену рождения мастер исполнил яркими красками. Он построил колорит на сочетании светлых тонов голубого, разбелённого красного, изумрудно-зелёного и жёлтого. Икона написана на охристом фоне. Тёмно-вишнёвый цвет мафория символизировал кровавое распятие Христа.
#7
Фигуры святых художник запечатлел на фоне аскетичного пейзажа. Сначала он полностью залил фон охристой краской, затем в нижней части иконы условно обозначил землю в виде полоски коричневого цвета — такое изображение называется позёмом. Тонкой кистью автор прорисовал на нём тёмные изящные кусты. В верхней части картины он написал светло-охристые лещадки. В иконописи так называют условные обозначение каменных утёсов или уступов гор. На них мастер отразил розовато-голубые переливы света, который падал от Вифлеемской звезды.
#8
Музей «Новый Иерусалим»
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Рождество Христово
Время создания
Конец XVIII – начало XIX века
Размер
114,5x68,5 см
Техника
Дерево, левкас, темпера
Коллекция
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться