Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Русское искусство XVI — начала XX века»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Рождество Христово

Время создания
Конец XVIII – начало XIX века
Размер
114,5x68,5 см
Техника
Дерево, левкас, темпера
2
Открыть в приложении
#2
Иконография Рождества Христова сложилась в Византии. В её основу легли два Евангелия — от Матфея и от Луки. На Руси первая икона с подобным сюжетом появилась в XII веке. Исследователи предполагают, что образ из экспозиции написал мастер Вологодской школы иконописи в конце XVIII — начале XIX века. 
#3

Иконография

#4
Икона относится к многосюжетному типу. На ней объединено сразу несколько сцен, которые посвящены одному событию. Основная сцена происходит в пещере, где родился Иисус. В центре композиции находятся фигуры Божией Матери и Христа. На лик Младенца через правую руку Богородицы падает свет Вифлеемской звезды. Это символ благодати. Дева Мария сидит возле новорождённого сына. Она изображена с приподнятыми и раскрытыми наружу ладонями. Такое положение рук означает заступническую молитву.

Слева нарисованы три коленопреклонённых волхва. Пророки преподносят дары Младенцу: золото, благовонные смолы — ладан и смирну. Золото символизировало, что Иисус родился, чтобы стать царём. Ладан означал, что Христос пришёл на землю, чтобы стать новым учителем и истинным первосвященником. Смирна аллегорически представляла смерть: в Древнем Израиле её использовали для бальзамирования тела умершего. Этот дар предрекал искупительную жертву Спасителя.
#6
Радостную сцену рождения мастер исполнил яркими красками. Он построил колорит на сочетании светлых тонов голубого, разбелённого красного, изумрудно-зелёного и жёлтого. Икона написана на охристом фоне. Тёмно-вишнёвый цвет мафория символизировал кровавое распятие Христа.
#7
Фигуры святых художник запечатлел на фоне аскетичного пейзажа. Сначала он полностью залил фон охристой краской, затем в нижней части иконы условно обозначил землю в виде полоски коричневого цвета — такое изображение называется позёмом. Тонкой кистью автор прорисовал на нём тёмные изящные кусты. В верхней части картины он написал светло-охристые лещадки. В иконописи так называют условные обозначение каменных утёсов или уступов гор. На них мастер отразил розовато-голубые переливы света, который падал от Вифлеемской звезды.
#8
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Рождество Христово

Время создания
Конец XVIII – начало XIX века
Размер
114,5x68,5 см
Техника
Дерево, левкас, темпера
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%