Традиция изображения Рождества Христова на иконах начала формироваться в раннехристианские времена и окончательно сложилась в VII веке. В ее основу легли канонические Евангелия, а также апокрифические Протоевангелие Иакова, Евангелие псевдо-Матфея и другие тексты. Согласно им, Христос родился в Вифлееме. Туда отправились Дева Мария и Иосиф, чтобы участвовать в переписи жителей, которую объявил император. По его указу все семейные пары должны были вернуться в города, из которых пошел род мужа. Когда Мария и Иосиф пришли в Иерусалим, на постоялом дворе не было мест. Супругам пришлось заночевать в пещере, где и родился младенец Иисус.
Рождество Христово
Время создания
Первая половина XIX века. Иконописные села Владимирской губернии.
Размер
37x30,5 см
37х30,5х2,5
37х30,5х2,5
Техника
Дерево (доска цельная (липа) с ковчегом), две врезные встречные шпонки (дуб). Паволока не просматривается, левкас, темпера, золочение
0
Открыть в приложении#3
Автор неизвестен
Рождество Христово
#2
#9
Об иконе
#10
Икону из коллекции Оренбургского музея изобразительных искусств написал в первой половине XIX века неизвестный мастер одного из иконописных сел Владимирской губернии. Мотив Рождества на ней воссоздан не по канону, который сложился в русском искусстве к XVII веку. Акцент со святой матери и яслей с младенцем художник перенес на волхвов, которые пришли с Востока, чтобы поклониться Христу. А главный сюжет иконы дополняют различные образы и детали. Мастер мог написать их по своему усмотрению или по желанию заказчика. Русские художники в те времена ориентировались на европейское искусство и могли объединять на одной иконе разные сюжеты, совмещая в ней сразу несколько гравюр западных мастеров.
#4
Иконография и сюжет
#5
По левую руку от запеленованного и обвитого лентами младенца Иисуса сидит Иосиф, а справа на богато украшенном троне — Богородица. До середины XVII века ее изображали полулежащей, чтобы заострить внимание на реальных деталях Рождества.
<div>Волхвы принесли новорожденному дары: золото, ладан и мирру, которой в те времена натирали тела умерших. По традиции к Христу пришли юноша, человек средних лет и старец. Они явились в пещеру к Святому семейству в торжественных царских одеждах, украшенных золотом и драгоценными камнями.
<br></div>
#6
На иконе сохранены и атрибуты пещеры — очертания гор, ясли Христа, животные под навесом. И приметы Вифлеема: крепостные сооружения в виде зубчатой башни и стен, которые сложены из каменных плит. Такие укрепления чаще встречались на западных иконах.
#7
Выше основного сюжета иконы художник изобразил ангела, который сообщает молодому пастырю о Рождестве.
#8
Правее от него находится звезда, свет от которой падает на младенца. Вероятно, это Вифлеемская звезда, с помощью которой волхвы нашли путь к новорожденному Христу.
#11
Оренбургский областной музей изобразительных искусств
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Рождество Христово
Время создания
Первая половина XIX века. Иконописные села Владимирской губернии.
Размер
37x30,5 см
37х30,5х2,5
37х30,5х2,5
Техника
Дерево (доска цельная (липа) с ковчегом), две врезные встречные шпонки (дуб). Паволока не просматривается, левкас, темпера, золочение
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться