Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «100 лет реставрации в Русском музее»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Рождество Богоматери

Время создания
1640-е гг.
Место создания
Тихвин (?)
Размер
96,5x70x3 см
Техника
дерево, паволока, левкас, темпера
6
Открыть в приложении
#1
Икона «Рождество Богоматери» из праздничного чина происходит из иконостаса Успенского собора Большого Тихвинского монастыря, откуда в 1957 году поступила в Русский музей.

Щит иконы состоит из двух досок. По всей поверхности щита были трещины основы, сколы, вмятины древесины.  

В верхней части иконы и в левом нижнем углу были значительные утраты грунта и красочного слоя до основы. Небольшие утраты красочного слоя наблюдались по всей поверхности иконы. 

При поступлении иконы в Русский музей реставраторС.Ф.Коненковпровел укрепление, а в 1999 году реставраторА.И. Васильев — укрепление и частичное раскрытие живописного слоя иконы. Частичное раскрытие проводилось и в 2006 году реставраторомД.Ю.Прончатовым .

На нераскрытом участке иконы грунт и красочный слой имели кракелюр с приподнятыми краями и отставаниями от основы. Авторская живопись находилась под слоями поздних записей. Покровный слой был потемневший, сгрибленный. Наблюдались сильные поверхностные загрязнения, следы потёков. В левом верхнем углу был оставлен промежуточный слой позолоты с остатками лепного орнамента.
#2
Общий вид с участками предыдущих раскрытий и вид после реставрации. 2016
#5
В процессе реставрации каждый раз перед раскрытием участок грунта и красочного слоя укреплялся. Раскрытие выполнялось под микроскопом с помощью микроскальпелей.
#4
Вид в процессе раскрытия иконы

В процессе раскрытия выяснилось, что авторскую живопись перекрывали слои записи — нижний твёрдый темперный и верхний масляный. Темперная запись очень твёрдая, приходилось её утоньшать до полупрозрачного состояния, чтобы выявить сохранность авторского красочного слоя. Если начинала просматриваться утрата авторского красочного слоя, то в ней оставлялась поздняя запись.
#3
Авторская позолота на фоне лежала под двумя слоями позднего золочения. После раскрытия открылся авторский красочный слой (под тонким покровным слоем) в хорошей сохранности. 

Утраты авторского грунта были восполнены реставрационным грунтом. Утраты красочного слоя и реставрационный грунт были тонированы акварелью. Лицевая сторона покрыта реставрационным лаком.

Полное раскрытие иконы в 2016 году провелИ.А. Ратников .
читать дальшескрыть

Рождество Богоматери

Время создания
1640-е гг.
Место создания
Тихвин (?)
Размер
96,5x70x3 см
Техника
дерево, паволока, левкас, темпера
6
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%