В коллекции Златоустовского городского краеведческого музея хранится охотничья рогатина, которая, по сути, представляет собой тяжелое копье. Она была изготовлена мастерами Златоустовской оружейной фабрики в XIX веке и является образцом классического оружия для русской охоты. Охотника с таким оружием называли «рогатник», а также «рогатенник».
Боевой стальной наконечник назывался «рожон». Благодаря этому наименованию появилась поговорка «лезть на рожон». Во время ковки наконечника мастер создал четыре грани — две узких и две широких. Рожон заканчивается конической втулкой (тулеей) с отверстием для древка. Она была закреплена двумя винтами. Лицевая сторона тулеи была украшена травленым орнаментированным фабричным клеймом «Златоустъ ор. фабр. 1887».
При изготовлении рогатины было использовано деревянное древко (искепище). Его покрыли лаком, а также переплели на древний манер кожаным шнуром с бахромой, который был жестко зафиксирован стальными заклепками с определенным интервалом. Поверх шнура были установлены пять плетеных кожаных муфт для фиксации рук охотника. Традиционно древко создавалось приблизительно в рост человека.
С такой рогатиной ходили на крупного и опасного зверя: медведя, тура или кабана, — поскольку она была рассчитана на нанесение широкой и глубокой раны. При ударе ее обычно удерживали двумя руками, однако делали это не для того, чтобы нанести удар большей силы, наоборот, она должна была быть довольно умеренной. Применяли такую технику в большей степени для надежного хвата, чтобы не выпустить древко и удержать зверя на расстоянии от себя, а после упереть конец древка в землю.
Боевой стальной наконечник назывался «рожон». Благодаря этому наименованию появилась поговорка «лезть на рожон». Во время ковки наконечника мастер создал четыре грани — две узких и две широких. Рожон заканчивается конической втулкой (тулеей) с отверстием для древка. Она была закреплена двумя винтами. Лицевая сторона тулеи была украшена травленым орнаментированным фабричным клеймом «Златоустъ ор. фабр. 1887».
При изготовлении рогатины было использовано деревянное древко (искепище). Его покрыли лаком, а также переплели на древний манер кожаным шнуром с бахромой, который был жестко зафиксирован стальными заклепками с определенным интервалом. Поверх шнура были установлены пять плетеных кожаных муфт для фиксации рук охотника. Традиционно древко создавалось приблизительно в рост человека.
С такой рогатиной ходили на крупного и опасного зверя: медведя, тура или кабана, — поскольку она была рассчитана на нанесение широкой и глубокой раны. При ударе ее обычно удерживали двумя руками, однако делали это не для того, чтобы нанести удар большей силы, наоборот, она должна была быть довольно умеренной. Применяли такую технику в большей степени для надежного хвата, чтобы не выпустить древко и удержать зверя на расстоянии от себя, а после упереть конец древка в землю.