В коллекции музея хранится репродуктор 1920—1930-х годов, который принадлежал поэту Мажиту Гафури. Это устройство для громкого воспроизведения звука. Такой прибор в первой половине XX века был главным источником информации для многих семей. По данным статистики, в 1937 году каждый пятый советский гражданин старше 10 лет был безграмотным, поэтому «черная тарелка» репродуктора, висевшая едва ли не в каждом доме, имела огромное значение.
Начиная с 1920-х годов, радио стало средством массовой информации с наибольшим охватом аудитории. Именно оно сформировало кругозор и мировоззрение людей. По радио передавали политические новости, говорили о производственных достижениях, транслировали футбольные матчи, зачитывали литературные произведения и играли музыку. Осенью 1924 года в эфире появились регулярные радиопередачи. В основном это были радиоверсии ряда газет, трансляции концертов и просветительские циклы о творчестве Александра Пушкина, Ивана Крылова и других писателей.
Репродуктор в народе тоже называли «радио», хоть это и не совсем точное определение. Настоящее радио, то есть ламповый вещательный приемник, могли позволить себе немногие, поскольку это устройство было дорогим. Репродуктор же был первой по-настоящему массовой моделью громкоговорителя. Позднее подобные устройства стали называть абонентскими радиоточками. Принцип его действия был предельно прост: электрический сигнал, поступающий по проводам, преобразовывался в акустические колебания и выдавал звук. В 1920–1930-е годы такие «тарелки» продавали в комплекте с дешевыми радиоприемниками без громкоговорителей.
Репродукторы выпускали сразу несколько заводов в Москве, Ленинграде, Нижнем Новгороде и Харькове. Сначала они стоили около 20 рублей, но позже, когда наладили массовое производство, цена снизилась до 7 рублей. Для сравнения, килограмм пшеничной муки в то же время стоил 4 рубля 60 копеек, а кусок хозяйственного мыла — 2 рубля 27 копеек. Качество звука самых первых «тарелок» было очень низким, но голос диктора московского радио они воспроизводили прекрасно. Выпуск репродукторов был прекращен в 1938 году. Их заменили более современные радиоприемники, но существующие модели долго оставались востребованными.
Начиная с 1920-х годов, радио стало средством массовой информации с наибольшим охватом аудитории. Именно оно сформировало кругозор и мировоззрение людей. По радио передавали политические новости, говорили о производственных достижениях, транслировали футбольные матчи, зачитывали литературные произведения и играли музыку. Осенью 1924 года в эфире появились регулярные радиопередачи. В основном это были радиоверсии ряда газет, трансляции концертов и просветительские циклы о творчестве Александра Пушкина, Ивана Крылова и других писателей.
Репродуктор в народе тоже называли «радио», хоть это и не совсем точное определение. Настоящее радио, то есть ламповый вещательный приемник, могли позволить себе немногие, поскольку это устройство было дорогим. Репродуктор же был первой по-настоящему массовой моделью громкоговорителя. Позднее подобные устройства стали называть абонентскими радиоточками. Принцип его действия был предельно прост: электрический сигнал, поступающий по проводам, преобразовывался в акустические колебания и выдавал звук. В 1920–1930-е годы такие «тарелки» продавали в комплекте с дешевыми радиоприемниками без громкоговорителей.
Репродукторы выпускали сразу несколько заводов в Москве, Ленинграде, Нижнем Новгороде и Харькове. Сначала они стоили около 20 рублей, но позже, когда наладили массовое производство, цена снизилась до 7 рублей. Для сравнения, килограмм пшеничной муки в то же время стоил 4 рубля 60 копеек, а кусок хозяйственного мыла — 2 рубля 27 копеек. Качество звука самых первых «тарелок» было очень низким, но голос диктора московского радио они воспроизводили прекрасно. Выпуск репродукторов был прекращен в 1938 году. Их заменили более современные радиоприемники, но существующие модели долго оставались востребованными.