Шитье и рукоделие были одним из основных элементов женского обучения в Российской империи. Эти навыки давали возможность бедным городским женщинам возможность зарабатывать на жизнь, а также вносить свой вклад в семейный бюджет, они могли работать на дому и не нарушать при этом традиционные семейные идеалы.
К 1870 году для всех учениц начальных и средних школ шитье стало обязательным предметом. Всего в период между 1860 и 1914 годами были основаны сотни швейных мастерских и школ, в которых девочек и женщин обучали искусству шитья, вязания, вышивки, а также изготовлению шляпок и искусственных цветов.
В женских профессиональных школах обучалось от 20 до 50 учениц. В среднем курс кройки и шитья, в зависимости от заведения, интенсивности и продолжительности, стоил около 40 рублей в год. В Царицыне одной из таких школ заведовала М.Г. Поздюнина.
В своей рекламе она сообщала, что преподает по методам профессора Гункеля из Дрезденской модной академии — такая действительно существовала в то время, хотя вряд ли обыватели знали об этом профессоре.
Была упомянута также основательница парижских курсов кройки мадам Теодор, а также заявлено, что обучение ведется по методическому пособию Ксаверия Глодзинского. Книга была издана в 1893 году в Варшаве самим автором. В школе можно было научиться кройке и шитью мужской, женской и детской одежды. После успешного освоения курса выдавалось свидетельство.
Обычно, если родителям удавалось найти ребенку место ученика в портняжной мастерской, с мастером заключался контракт, в котором оговаривался период ученичества. Он мог занимать от двух до шести лет; средняя продолжительность составляла четыре года.
Мастер предоставлял ученику жилье и питание, однако нередко родителям приходилось обеспечивать своего ребенка одеждой. После подписания контракта родители оставляли своего отпрыска в мастерской и, как правило, не виделись с ним до самого завершения обучения.
Первая мировая война радикально изменила положение в сфере шитья: отныне подавляющая часть швейных заведений работала на государство. Они изготавливали одежду для солдат на фронте. Революция 1917 года нанесла еще более сильный удар по швейному делу.
К 1870 году для всех учениц начальных и средних школ шитье стало обязательным предметом. Всего в период между 1860 и 1914 годами были основаны сотни швейных мастерских и школ, в которых девочек и женщин обучали искусству шитья, вязания, вышивки, а также изготовлению шляпок и искусственных цветов.
В женских профессиональных школах обучалось от 20 до 50 учениц. В среднем курс кройки и шитья, в зависимости от заведения, интенсивности и продолжительности, стоил около 40 рублей в год. В Царицыне одной из таких школ заведовала М.Г. Поздюнина.
В своей рекламе она сообщала, что преподает по методам профессора Гункеля из Дрезденской модной академии — такая действительно существовала в то время, хотя вряд ли обыватели знали об этом профессоре.
Была упомянута также основательница парижских курсов кройки мадам Теодор, а также заявлено, что обучение ведется по методическому пособию Ксаверия Глодзинского. Книга была издана в 1893 году в Варшаве самим автором. В школе можно было научиться кройке и шитью мужской, женской и детской одежды. После успешного освоения курса выдавалось свидетельство.
Обычно, если родителям удавалось найти ребенку место ученика в портняжной мастерской, с мастером заключался контракт, в котором оговаривался период ученичества. Он мог занимать от двух до шести лет; средняя продолжительность составляла четыре года.
Мастер предоставлял ученику жилье и питание, однако нередко родителям приходилось обеспечивать своего ребенка одеждой. После подписания контракта родители оставляли своего отпрыска в мастерской и, как правило, не виделись с ним до самого завершения обучения.
Первая мировая война радикально изменила положение в сфере шитья: отныне подавляющая часть швейных заведений работала на государство. Они изготавливали одежду для солдат на фронте. Революция 1917 года нанесла еще более сильный удар по швейному делу.