Премьера спектакля по пьесе Булгакова «Дни Турбиных» прошла 5 октября 1926 года на главной сцене Московского художественного театра. В тот вечер писатель стал знаменитым.
Программа спектакля «Дни Турбиных»
Сегодня играет B.C. Соколова; она — именинница… Во время 5-й картины — гимназия — одна девушка-еврейка ходит по коридору.
— Почему вы не в зрительном зале?
— Не могу смотреть, я сама из Киева, все это переживала.Толпы желающих осаждали театр, у входа, как докладывал на Лубянку тайный осведомитель, стояла «целая стена барышников, предлагающих билеты на „Дни Турбиных“ по тройной цене». У входа в зрительный зал постоянно дежурила карета скорой помощи.
Что же получается? Ничего не получается. Досадный пустяк получается. Нет пьесы. <…> И удивляешься: ведь подлинный, настоящий писатель Булгаков: стройна и убедительна композиция его прозы — и бедны, трафаретны, искусственны его драматургические приемы.
Особенно выделялся на общем фоне критик Александр Орлинский, часто выступавший на антибулгаковских диспутах и в газетных статьях. Критики Александр Орлинский и Осаф Литовский считаются прототипами критика Латунского из романа «Мастер и Маргарита», гонителя Мастера.
Я говорю: «Что такое? Миша! Вы что, с ума сошли?» Он говорит: «А что? Монокль — это очень хорошо!».