«Энергия» — «Буран» — космическая программа советской многоразовой транспортной космической системы. Программа была начата в 1974 году.
12 декабря 1976 года генеральным конструктором В.П. Глушко был утвержден эскизный проект многоразовой системы, в которой главной составляющей частью стала двухступенчатая ракета-носитель с кислородно-керосиновой первой ступенью и кислородно-водородной второй ступенью. К разработке был принят проект двухступенчатой ракеты-носителя пакетной схемы с параллельным расположением ступеней и боковым расположениям полезной нагрузки.
Пакетная схема компоновки ракеты-носителя была выбрана из-за ее универсальности. Она может выводить на орбиту разнообразные крупногабаритные грузы — пилотируемые орбитальные корабли и различные беспилотные космические аппараты. Кроме того, на ее базе возможно создание ряда ракет-носителей в широком диапазоне грузоподъемности.
К 1984 году на Тушинском машиностроительном заводе был готов первый полномасштабный экземпляр орбитального корабля «Буран».
Для посадок космоплана «Буран» была специально оборудована усиленная взлетно-посадочная полоса на аэродроме «Юбилейный» на космодроме Байконур. Кроме того, были серьёзно реконструированы и полностью дооснащены необходимой инфраструктурой ещё два основных резервных места приземления «Бурана» — военные аэродромы Багерово в Крыму и Восточный (Хороль) в Приморье, а также построены или усилены ВПП ещё в 14 запасных местах посадки, в том числе вне территории СССР (на Кубе, в Ливии). Специально для транспортировки с запасных аэродромов был создан самолет Ан-225 «Мрия».
Свой первый и единственный космический полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 года. Космический корабль был запущен с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия».
«Энергия» вывела «Буран» за 476 секунд на высоту около 150 км. После отделения корабля был осуществлен двукратный запуск его двигательной установки, что обеспечило достижение первой космической скорости и выход на опорную круговую орбиту высотой 260/250 км с наклоном 51,6° и периодом обращения 89,5 мин.
Продолжительность полёта составила 205 минут, корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку. Полёт прошёл без экипажа, полностью в автоматическом режиме с использованием советского бортового компьютера и программного обеспечения. Полёт орбитального самолёта в космос и его посадка в автоматическом режиме, под управлением бортового компьютера вошёл в книгу рекордов Гиннеса.
В 1993 году было принято решение о прекращении работ и консервации созданного задела.
Технические наработки, созданные в процессе реализации данной программы, в настоящее время используются в российской космической промышленности.
12 декабря 1976 года генеральным конструктором В.П. Глушко был утвержден эскизный проект многоразовой системы, в которой главной составляющей частью стала двухступенчатая ракета-носитель с кислородно-керосиновой первой ступенью и кислородно-водородной второй ступенью. К разработке был принят проект двухступенчатой ракеты-носителя пакетной схемы с параллельным расположением ступеней и боковым расположениям полезной нагрузки.
Пакетная схема компоновки ракеты-носителя была выбрана из-за ее универсальности. Она может выводить на орбиту разнообразные крупногабаритные грузы — пилотируемые орбитальные корабли и различные беспилотные космические аппараты. Кроме того, на ее базе возможно создание ряда ракет-носителей в широком диапазоне грузоподъемности.
К 1984 году на Тушинском машиностроительном заводе был готов первый полномасштабный экземпляр орбитального корабля «Буран».
Для посадок космоплана «Буран» была специально оборудована усиленная взлетно-посадочная полоса на аэродроме «Юбилейный» на космодроме Байконур. Кроме того, были серьёзно реконструированы и полностью дооснащены необходимой инфраструктурой ещё два основных резервных места приземления «Бурана» — военные аэродромы Багерово в Крыму и Восточный (Хороль) в Приморье, а также построены или усилены ВПП ещё в 14 запасных местах посадки, в том числе вне территории СССР (на Кубе, в Ливии). Специально для транспортировки с запасных аэродромов был создан самолет Ан-225 «Мрия».
Свой первый и единственный космический полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 года. Космический корабль был запущен с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия».
«Энергия» вывела «Буран» за 476 секунд на высоту около 150 км. После отделения корабля был осуществлен двукратный запуск его двигательной установки, что обеспечило достижение первой космической скорости и выход на опорную круговую орбиту высотой 260/250 км с наклоном 51,6° и периодом обращения 89,5 мин.
Продолжительность полёта составила 205 минут, корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку. Полёт прошёл без экипажа, полностью в автоматическом режиме с использованием советского бортового компьютера и программного обеспечения. Полёт орбитального самолёта в космос и его посадка в автоматическом режиме, под управлением бортового компьютера вошёл в книгу рекордов Гиннеса.
В 1993 году было принято решение о прекращении работ и консервации созданного задела.
Технические наработки, созданные в процессе реализации данной программы, в настоящее время используются в российской космической промышленности.