Имя Петра I, последнего царя всея Руси и первого императора Всероссийского, называется в числе первых среди наиболее известных правителей России. Пётр I создал условия для преобразования Русского царства в Российскую империю, определившие направление развития России в XVIII веке и на протяжении последующих столетий. Преобразовательная деятельность Петра Алексеевича охватывала все сферы общественной жизни, в том числе культуру и искусство. Именно при Петре I получило развитие новое направление изобразительного искусства — светская живопись. На смену парсунам пришли светские картины в европейском стиле, портрет во всех разновидностях стал ведущим жанром на протяжении всего XVIII века.
Личность Петра Великого была настолько выдающейся, что образ императора неоднократно был воплощен в живописи. Иконография портретов Петра I обширна и разнообразна, существует множество разновидностей прижизненных и посмертных изображений императора. Художественный образ государственного деятеля, запечатленный великими портретистами, стал основой и образцом для многочисленных повторений и вариантов.
Портрет Петра Великого, представленный в коллекции Невьянского музея, является копией картины «Пётр Великий» XIX века. Его авторство принадлежит предположительно Николаю Дмитриевичу Дмитриеву-Оренбургскому. Дмитриев-Оренбургский — русский жанровый и батальный живописец, график, академик и профессор батальной живописи Императорской Академии художеств, участник «бунта четырнадцати», один из учредителей Санкт-Петербургской артели художников.
На портрете Пётр I изображен в полный рост в мундире Преображенского полка. Художник воспроизвел образ волевого и деятельного правителя. Император представлен в зените славы, в его фигуре чувствуются гордость и сильный характер. Художнику удалось подчеркнуть решительный взгляд и величественную осанку Петра Великого. Изображение императора с орденом и орденской лентой свидетельствует о том, что их владелец наделен не только качествами воина, но и талантом военачальника.
Детали в окружении Петра призваны подчеркнуть его величие
и являются олицетворением реформаторской деятельности императора. Истории
известно множество фактов личного участия Петра I в сражениях, поэтому
художник изображает его среди военных атрибутов не просто погруженным
в окружающую среду, а господствующим в ней и неразрывно
связанным с ней.