В Государственном музее А.С. Пушкина хранится портрет Александра Сергеевича Пушкина, написанный английским художником и гравёром Томасом Райтом.
Портрет А.С. Пушкина
Портрет Александра Сергеевича Пушкина гравируется членом Императорской Академии художеств Т. Райтом со съёмку (имеется в виду посмертная гипсовая маска) с лица его и будет изготовлен в конце текущего марта.
В статье литературоведа Пётра Александровича Ефремова к первому тому Собрания сочинений Пушкина 1882 года говорится:
Этот портрет предназначался Пушкиным для предполагавшегося издания его сочинений и был награвирован в последний год жизни поэта, но за его смертью остался неизданным, и немногие сделанные тогда оттиски составляли чрезвычайную редкость. Счастливый случай помог найти подлинную доску, превосходно сохранившуюся, с которой и сделаны оттиски для нынешнего издания, без всяких поправок гравюры при нашей Академии художеств.
Вскоре в журнале «Русская старина» появилось сообщение о том, что у Михаила Алексеевича Веневитинова находится альбом, ранее принадлежавший приятелю Пушкина Матвею Юрьевичу Виельгорскому, где говорилось:
Из портретов, рисованных весьма замечательно изображение А. С. Пушкина, сделанное в 1837 году сепией Райтом. Это последний портрет, снятый в год смерти Пушкина, и чуть ли не оригинал знаменитой гравюры художника. Портрет этот должен был быть очень похож и отличается чрезвычайною мягкостью и тонкостью работы.
Сепия была представлена её владельцем Михаилом Веневитиновым на московскую пушкинскую выставку 1899 года и вошла в альбом этой выставки, но дальнейшее её местонахождение не известно. Однако сравнение (насколько можно судить по репродукции 1899 года) с гравюрой показывает, что сепия, точно повторяя не только рисунок, но и подпись, вероятно, была хорошей копией гравюры, а не авторским оригиналом.