В 1901 году пулемет Максима на колесном лафете английского образца калибра 7,62 миллиметра приняли на вооружение сухопутных войск Российской империи, в течение года в русскую армию поступили первые 40 экземпляров. Уже в марте 1904 года удалось подписать контракт о производстве пулеметов Максима на Тульском оружейном заводе.
Стоимость изготовления тульского пулемета составляла 942 рубля, 80 фунтов стерлингов отводилось в качестве комиссионного вознаграждения фирме «Виккерс», соответственно полная стоимость составляла приблизительно 1700 рублей. Однако это было значительно дешевле, чем приобретение оружия у англичан — более 2200 рублей за пулемет. Серийное производство в Туле началось весной 1904 года.
Позже пулемет этой системы решили модернизировать, и в начале 1909-го Главное артиллерийское управление объявило конкурс. Разработки велись под руководством Ивана Алексеевича Пастухова, Павла Петровича Третьякова и Ивана Александровича Судакова. В августе 1910 года на вооружение приняли модифицированный вариант пулемета.
Станковый пулемет Максима образца 1910 года получил ряд изменений. Был уменьшен вес тела пулемета, некоторые детали из бронзы заменили стальными, прицельные приспособления изменили для соответствия баллистике патрона с остроконечной пулей образца 1908 года, изменили приемник, чтобы он подходил под новый патрон.
Пулемет Максима образца 1910 года со станком весил около 60 килограммов. Он широко использовался российской и Красной армиями в ходе Первой мировой и Второй мировой войн. Пулемет применяли как средство поражения открытых групповых целей, а также огневых средств противника на расстоянии до одного километра.
В 1930 году это оружие снова прошло модернизацию. Оно получило название «7,62 станковый пулемет системы Максима образца 1910/30 года». Во время Великой Отечественной войны он находился на вооружении стрелковых и горнострелковых частей, пограничников, флота, а также устанавливался на бронепоезда и автомобили. Одним из крупнейших поставщиков пулеметов на фронт в годы войны стал город Ижевск.