В экспозиции Смоленской крепости «Стрелецкий мiр», в особой витрине, которую сотрудники посвятили теме женских украшений, представлена коллекция пуговиц из богатых одеяний XVII столетия.
Это самостоятельные произведения ювелирного искусства, которые не потускнели и сохранили свою яркость. Они были изготовлены из драгоценных металлов — золота и серебра. Такие предметы служили декором как женского, так и мужского костюма.
Особое внимание привлекает крупная шаровидная пуговица, которая была спаяна из драгоценной проволоки. За счет ажурной конструкции пуговица имеет небольшой вес. С учетом того, что при создании богатого облачения мастера могли использовать до 17–19 пуговиц, облегчение их общего веса было важной задачей.
Нижняя половина предмета была намеренно сделана ювелиром чуть тяжелее, это позволяло сохранить общую ориентацию пуговицы. Зубчатый поясок, который охватывает шаровидный объем пуговицы посередине, одновременно служит своеобразным ребром жесткости и сохраняет геометрию изделия. Таким образом, мастер одновременно выступил еще и в роли конструктора. Крупная петля позволяла пришить пуговицу к костюму.
Обилие золота стало отличительной чертой русского парадного костюма XVI–XVII веков. Тяжелые ткани, в том числе с металлическими нитями, выглядели торжественно, но несколько замедляли движения бояр и князей. Лишь Пётр I по возвращении из Великого посольства отменил пышные придворные наряды.
Отличительной особенностью представленной в экспозиции пуговицы являются зерни — так называются мелкие металлические шарики диаметром до 0,4 мм, которые мастера напаивали на основу изделия целыми дорожками или сложным узором. Блеск зерни создавал игру света. Эта техника художественной обработки металла являлась одной из самых экономичных, сберегала и время мастера, и сам драгоценный материал.
Нередко в пуговицы также вставлялись драгоценные камни или жемчуг. Предметы из экспозиции музея лишены таких вставок, однако это не лишает их вид показной яркости. Обывательские костюмы горожан и мещан имели медные или серебряные пуговицы меньшего размера.
Это самостоятельные произведения ювелирного искусства, которые не потускнели и сохранили свою яркость. Они были изготовлены из драгоценных металлов — золота и серебра. Такие предметы служили декором как женского, так и мужского костюма.
Особое внимание привлекает крупная шаровидная пуговица, которая была спаяна из драгоценной проволоки. За счет ажурной конструкции пуговица имеет небольшой вес. С учетом того, что при создании богатого облачения мастера могли использовать до 17–19 пуговиц, облегчение их общего веса было важной задачей.
Нижняя половина предмета была намеренно сделана ювелиром чуть тяжелее, это позволяло сохранить общую ориентацию пуговицы. Зубчатый поясок, который охватывает шаровидный объем пуговицы посередине, одновременно служит своеобразным ребром жесткости и сохраняет геометрию изделия. Таким образом, мастер одновременно выступил еще и в роли конструктора. Крупная петля позволяла пришить пуговицу к костюму.
Обилие золота стало отличительной чертой русского парадного костюма XVI–XVII веков. Тяжелые ткани, в том числе с металлическими нитями, выглядели торжественно, но несколько замедляли движения бояр и князей. Лишь Пётр I по возвращении из Великого посольства отменил пышные придворные наряды.
Отличительной особенностью представленной в экспозиции пуговицы являются зерни — так называются мелкие металлические шарики диаметром до 0,4 мм, которые мастера напаивали на основу изделия целыми дорожками или сложным узором. Блеск зерни создавал игру света. Эта техника художественной обработки металла являлась одной из самых экономичных, сберегала и время мастера, и сам драгоценный материал.
Нередко в пуговицы также вставлялись драгоценные камни или жемчуг. Предметы из экспозиции музея лишены таких вставок, однако это не лишает их вид показной яркости. Обывательские костюмы горожан и мещан имели медные или серебряные пуговицы меньшего размера.