Как отдельный жанр живописи натюрморт (stilleven — «безмолвная жизнь вещей») сформировался в Голландии в XVII веке. До этого он долгое время имел вспомогательное значение, встраиваясь в структуру картин других жанров, дополняя, украшая или оттеняя сюжет.
Натюрморт не принято было писать со «случайной» натуры — все композиции тщательно простраивались, предметы для изображения подбирались исходя из художественной и смысловой задач.
Голландские художники, а вслед за ними и другие живописцы восприняли натюрморт как возможность сказать о вечном через вещное. Картины жанра несли сразу целый набор смыслов. У классического натюрморта всегда было несколько слоев прочтения: бытовой, аллегорический и назидательный, отражающий мораль.
Существовало множество разновидностей этого жанра: «кухонный» и «роскошный», «охотничий» и «цветочный», «рыбная лавка» и «накрытый стол», vanitas (обычно это картины с черепами), «завтрак» и т. д.
В своем натюрморте с птицами неизвестный художник совмещает вещи, сделанные человеком и созданные Творцом. На одном полотне расположены и кубок, выполненный из раковины наутилуса, и полочки, на которых лежат все элементы натюрморта, и птицы, и орехи. Автор ставит в один ряд живую и мертвую натуру: птенцов в гнезде и подстреленных птиц. Чуть менее активный символ — орехи целые и скорлупа от них. Это помогает художнику выразить тщетность сущего и краткосрочность бытия, цикличность жизни, ее превращение в смерть.
Работа выполнена в небольшом формате, она вытянута по горизонтали, так что изображение строится в ограниченном пространстве. Но иллюзорную глубину пространства создает расположение предметов: на первом плане — некое возвышение с птичьим гнездом; основной акцент — на средней полке. Ветка с птицами, которые прикреплены за шеи вдоль нее, расположена по диагонали от верхнего правого угла к нижнему левому. Она словно соскальзывает с поверхности в сторону зрителя — этот прием позволяет художнику выстроить перспективу.
Также автор делает акцент на свете: лишенный деталей строгий фон в коричневой гамме контрастирует с мерцанием раковины, сиянием ее металлической окантовки и блеском птичьего оперения.
Натюрморт не принято было писать со «случайной» натуры — все композиции тщательно простраивались, предметы для изображения подбирались исходя из художественной и смысловой задач.
Голландские художники, а вслед за ними и другие живописцы восприняли натюрморт как возможность сказать о вечном через вещное. Картины жанра несли сразу целый набор смыслов. У классического натюрморта всегда было несколько слоев прочтения: бытовой, аллегорический и назидательный, отражающий мораль.
Существовало множество разновидностей этого жанра: «кухонный» и «роскошный», «охотничий» и «цветочный», «рыбная лавка» и «накрытый стол», vanitas (обычно это картины с черепами), «завтрак» и т. д.
В своем натюрморте с птицами неизвестный художник совмещает вещи, сделанные человеком и созданные Творцом. На одном полотне расположены и кубок, выполненный из раковины наутилуса, и полочки, на которых лежат все элементы натюрморта, и птицы, и орехи. Автор ставит в один ряд живую и мертвую натуру: птенцов в гнезде и подстреленных птиц. Чуть менее активный символ — орехи целые и скорлупа от них. Это помогает художнику выразить тщетность сущего и краткосрочность бытия, цикличность жизни, ее превращение в смерть.
Работа выполнена в небольшом формате, она вытянута по горизонтали, так что изображение строится в ограниченном пространстве. Но иллюзорную глубину пространства создает расположение предметов: на первом плане — некое возвышение с птичьим гнездом; основной акцент — на средней полке. Ветка с птицами, которые прикреплены за шеи вдоль нее, расположена по диагонали от верхнего правого угла к нижнему левому. Она словно соскальзывает с поверхности в сторону зрителя — этот прием позволяет художнику выстроить перспективу.
Также автор делает акцент на свете: лишенный деталей строгий фон в коричневой гамме контрастирует с мерцанием раковины, сиянием ее металлической окантовки и блеском птичьего оперения.