Эта уточка, выполненная из светлой глины, — старинная старооскольская игрушка. Фигурку создал неизвестный мастер ориентировочно в XVIII веке.
В древние времена символ птицы был очень важен для языческих культов. Подобные изображения находили в славянских погребениях уже с VI века. В старину люди считали, что птица — это слуга Солнца. Кроме того, ее воспринимали как душу, которая обрела самостоятельную жизнь. Иногда птичек считали вестниками из иного мира, поэтому их почитали и как знак памяти по усопшим. Несколько позже они стали символизировать еще и наступающую весну, их называли вестницами богини Матери-Земли. С птицами связывали знаки трех стихий: огня, воздуха и земли.
Среди птиц люди особо выделяли «утушку» — древний славянский символ воды с очистительной силой. Считалось, что уточка связана со всеми четырьмя стихиями, и поэтому ее воспринимали более сильным оберегом, чем просто птичку. В XVI–XVIII веках в Старом Осколе лепили много таких свистков. Некоторые из найденных экземпляров были раскрашены охрой. По словам археологов, похожих птиц в это время изготовляли практически во всех российских промыслах.
Известна технология, по которой мастера создавали старинных «утушек». Она называется «морковка наоборот». Порядок работы у нее такой: из глиняного шарика раскатывается большая морковка-конус для будущего корпуса игрушки, а также небольшая колбаска — для головки и шеи. В «морковке» создают крупную конусообразную полость, которая в готовом виде служит камерой-резонатором для свистка. Затем морковку откладывают в сторону и берут отдельную колбаску, где формируют шею и головку птички. Затем нужно сдавить конус-морковку на ту же толщину, что и у колбаски, и соединить детали. Перед тем, как приделать шею к основе игрушки, место стыка смачивают водой.
При такой технологии часто на некоторых местах оказывается недостаточно глины — тогда ее добавляют из общего запаса, что, впрочем, не влияет на прочность стыка. Затем мастера окончательно формируют головку игрушки и примазывают к туловищу ножки. Помимо лапок, уточка обычно опирается на хвостик — он также выполняет роль загубника для свистка.
В древние времена символ птицы был очень важен для языческих культов. Подобные изображения находили в славянских погребениях уже с VI века. В старину люди считали, что птица — это слуга Солнца. Кроме того, ее воспринимали как душу, которая обрела самостоятельную жизнь. Иногда птичек считали вестниками из иного мира, поэтому их почитали и как знак памяти по усопшим. Несколько позже они стали символизировать еще и наступающую весну, их называли вестницами богини Матери-Земли. С птицами связывали знаки трех стихий: огня, воздуха и земли.
Среди птиц люди особо выделяли «утушку» — древний славянский символ воды с очистительной силой. Считалось, что уточка связана со всеми четырьмя стихиями, и поэтому ее воспринимали более сильным оберегом, чем просто птичку. В XVI–XVIII веках в Старом Осколе лепили много таких свистков. Некоторые из найденных экземпляров были раскрашены охрой. По словам археологов, похожих птиц в это время изготовляли практически во всех российских промыслах.
Известна технология, по которой мастера создавали старинных «утушек». Она называется «морковка наоборот». Порядок работы у нее такой: из глиняного шарика раскатывается большая морковка-конус для будущего корпуса игрушки, а также небольшая колбаска — для головки и шеи. В «морковке» создают крупную конусообразную полость, которая в готовом виде служит камерой-резонатором для свистка. Затем морковку откладывают в сторону и берут отдельную колбаску, где формируют шею и головку птички. Затем нужно сдавить конус-морковку на ту же толщину, что и у колбаски, и соединить детали. Перед тем, как приделать шею к основе игрушки, место стыка смачивают водой.
При такой технологии часто на некоторых местах оказывается недостаточно глины — тогда ее добавляют из общего запаса, что, впрочем, не влияет на прочность стыка. Затем мастера окончательно формируют головку игрушки и примазывают к туловищу ножки. Помимо лапок, уточка обычно опирается на хвостик — он также выполняет роль загубника для свистка.