Южное Зауралье обеспечено большим комплексом источников по текстильному производству бронзового века. Здесь на рубеже III–II тысячелетий до н. э. в степной и лесостепной полосе происходили процессы активного распространения социально-экономических инноваций, связанных с синташтинской археологической культурой. К ним относится и уникальная гончарная традиция — формовка горшков на старом сосуде-основе с использованием влажной тканевой прокладки. Именно она обеспечила археологов массовым источником по истории текстильного производства бронзового века — текстильными отпечатками на керамике. Такой способ лепки сосудов перешел в традиции петровской и алакульской культур, которые вместе с отпечатками ткани распространились на широкие территории степей и лесостепей Урала.
В экспозиции Челябинского государственного историко-археологического музея-заповедника «Аркаим» представлено керамическое пряслице. Пряслице было найдено на поселении Аландское, расположенном в шести километрах к юго-востоку от села Аландское и в 2,5 километрах на северо-восток от села Красный Огородник в Кваркенском районе Оренбургской области. Памятник располагается на левом берегу реки Суундук в районе впадения в нее левого притока — небольшой степной речки Солончанка. С севера долина реки Суундук ограничена возвышенностями, покрытыми сосновыми и березовыми лесами.
Керамическое, плоское, дисковидное пряслице имеет в центре круглое сквозное отверстие. На одной из поверхностей по всей площади сохранился отпечаток ткани. Боковая поверхность пряслица заглажена, края местами скруглены. Цвет поверхностей — от черного до светло-коричневого. В текстильном производстве пряслице использовалось в качестве груза. Его насаживали на веретено для придания ему устойчивости и для равномерного вращения.
Пряслица чаще всего изготавливали из стенок керамических сосудов, лепные встречаются реже. Отпечаток ткани на пряслице говорит о том, что оно сделано из стенки керамического сосуда. Сосуды эпохи бронзы изготавливали скульптурной лепкой либо на сосуде-основе. В последнем случае сосуд, выбранный в качестве формы-основы, покрывали влажной тканью, а затем с внешней стороны налепливали глину. В результате внутри сосудов встречаются следы ткани, рельефный орнамент сосуда-основы и очертания профиля его придонной части.