Пряники на Руси появились около IX века и с тех пор всегда пользовались популярностью. Свадьбы, поминки, праздничные дни — все значимые события сопровождались застольями, на которых было множество разнообразных пряников. К праздникам всегда пекли особые, украшенные угощения. Как правило, к изготовлению таких пряников привлекалась вся семья. Пряничным промыслом прославились многие города и мастера — тульские, городецкие, вологодские, тверские.
Повсеместно были распространены так называемые пряничные доски: с одной стороны гладкие, с другой — резные. На них раскатывали тесто, которое потом повторяло вырезанный узор. Отсюда и название — пряники печатные. Изначально доски создавались как формы для пряников, но со временем стали самостоятельным произведением народного искусства
Материал для изготовления досок тщательно подбирали. В основном использовали мягкую древесину груши, ивы, липы и березы. Мастерство резчика тоже было очень важным аспектом. Ведь от внешнего вида доски зависел внешний вид пряников. Каждая хозяйка заказывала себе уникальные доски, каких ни у кого больше нет, чтобы именно ее выпечка была самой красивой и эффектной.
Основными темами в украшении пряничных досок были восточные орнаменты, символы вроде креста, природные мотивы, изображения животных и птиц. Но встречались и необычные рисунки. Например, изображения военных в мундирах времен правления императоров Александра I и Николая I. Часто на досках вырезали разнообразные гербы и дарили представителям одной семьи.
Перед началом работы над доской мастера делали эскиз карандашом. Все прорези рисунка должны были быть гладкими, чтобы на прянике отпечатался ровный орнамент. Кроме того, рисунок не должен был мешать снятию теста. Пряничные доски были долговечными. Многие из них сейчас хранятся в музейных собраниях и представляют интерес как произведения русского народного искусства.
Всего исследователи выделяют пять видов пряничных досок. Самые древние называются штучными. Они были небольшими и отличались довольно простой резьбой. За ними следовали фигурные доски, которые имели более привычную нам прямоугольную форму и сложные декоративные узоры. Еще существовали наборные доски — они нужны были для того, чтобы выпекать пряники небольшого размера, но в большом количестве, и городские, которые служили символом города, где производились. Последний тип — почетные — создавались для изделий, выпекаемых к каким-либо знаковым событиям.
Повсеместно были распространены так называемые пряничные доски: с одной стороны гладкие, с другой — резные. На них раскатывали тесто, которое потом повторяло вырезанный узор. Отсюда и название — пряники печатные. Изначально доски создавались как формы для пряников, но со временем стали самостоятельным произведением народного искусства
Материал для изготовления досок тщательно подбирали. В основном использовали мягкую древесину груши, ивы, липы и березы. Мастерство резчика тоже было очень важным аспектом. Ведь от внешнего вида доски зависел внешний вид пряников. Каждая хозяйка заказывала себе уникальные доски, каких ни у кого больше нет, чтобы именно ее выпечка была самой красивой и эффектной.
Основными темами в украшении пряничных досок были восточные орнаменты, символы вроде креста, природные мотивы, изображения животных и птиц. Но встречались и необычные рисунки. Например, изображения военных в мундирах времен правления императоров Александра I и Николая I. Часто на досках вырезали разнообразные гербы и дарили представителям одной семьи.
Перед началом работы над доской мастера делали эскиз карандашом. Все прорези рисунка должны были быть гладкими, чтобы на прянике отпечатался ровный орнамент. Кроме того, рисунок не должен был мешать снятию теста. Пряничные доски были долговечными. Многие из них сейчас хранятся в музейных собраниях и представляют интерес как произведения русского народного искусства.
Всего исследователи выделяют пять видов пряничных досок. Самые древние называются штучными. Они были небольшими и отличались довольно простой резьбой. За ними следовали фигурные доски, которые имели более привычную нам прямоугольную форму и сложные декоративные узоры. Еще существовали наборные доски — они нужны были для того, чтобы выпекать пряники небольшого размера, но в большом количестве, и городские, которые служили символом города, где производились. Последний тип — почетные — создавались для изделий, выпекаемых к каким-либо знаковым событиям.