Пряничная доска с надписью «Саратов» относится к категории печатных пряничных досок. Она поступила в исторический музей Саратовской ученой архивной комиссии (СУАК) в 1912 году от хранителя музея Богдана Зайковского. Зайковский был инициатором сбора бытовых предметов конца XIX — начала XX века, характеризующих домашний обиход коренного населения Саратовского края. Пряничную доску «Саратов» он приобрел в 1912 году на саратовском Верхнем базаре.
Надпись «Саратов», вырезанная зеркально, расположена по центру в углубленной прямоугольной рамке. Она выполнена ритмически повторяющимися горизонтальными полосками. Вырезанные по периметру круги, треугольники и неглубокие борозды составляют декоративный узор, который в прошлом был наделен определенным смыслом. Так, например, круг символизировал солнце, а борозды — поле. Несмотря на ограниченное число геометрических фигур, резчик путем их варьирования добивался большой ритмической выразительности узора.
Как правило, пряничные доски изготавливались из хорошо выдержанной древесины вяза, груши, клена или липы. Пряничная доска «Саратов» изготовлена из липы. Вырезание надписей требовало от резчика не только грамотности, но и умения выполнять резьбу зеркально, поэтому доски с надписями особенно ценились. Деревянная форма с контррельефным узором накладывалась на тесто, и с ее помощью получался отпечаток. Такой способ нанесения узора-оттиска и определил название пряников — «печатные».
Первоначально пряники в Саратовской губернии выпекали в домашних условиях, позднее — в специальных заведениях. В Саратовской летописи, составленной членами СУАК, в записи за 1714 год упоминается саратовский купец Петр Федорович Калашников, который «имеет торги в мясном ряду и в доме харчевенной и пряничной промысел …». Домашним способом готовили пряники в семье саратовского священника Гавриила Чернышевского в середине ХIХ века. Екатерина Пыпина, родственница Чернышевского, в воспоминаниях писала: «Нас детей, Гаврила Иванович постоянно кормил сладостями: коврижкой, величиной в лист бумаги, и пряниками из манной крупы».
Пряники могли служить предметом игры или спора во время ярмарок. По свидетельству члена Саратовской ученой архивной комиссии Петра Боева, «Игра в пряники существовала в Саратове преимущественно в базарные и праздничные дни, и заключалась в том, чтобы взять в руку известным образом пряник, разломить его одним ударом на три части». Ловкие и сильные игроки за время ярмарки выигрывали по 15–20 пудов пряников.
Надпись «Саратов», вырезанная зеркально, расположена по центру в углубленной прямоугольной рамке. Она выполнена ритмически повторяющимися горизонтальными полосками. Вырезанные по периметру круги, треугольники и неглубокие борозды составляют декоративный узор, который в прошлом был наделен определенным смыслом. Так, например, круг символизировал солнце, а борозды — поле. Несмотря на ограниченное число геометрических фигур, резчик путем их варьирования добивался большой ритмической выразительности узора.
Как правило, пряничные доски изготавливались из хорошо выдержанной древесины вяза, груши, клена или липы. Пряничная доска «Саратов» изготовлена из липы. Вырезание надписей требовало от резчика не только грамотности, но и умения выполнять резьбу зеркально, поэтому доски с надписями особенно ценились. Деревянная форма с контррельефным узором накладывалась на тесто, и с ее помощью получался отпечаток. Такой способ нанесения узора-оттиска и определил название пряников — «печатные».
Первоначально пряники в Саратовской губернии выпекали в домашних условиях, позднее — в специальных заведениях. В Саратовской летописи, составленной членами СУАК, в записи за 1714 год упоминается саратовский купец Петр Федорович Калашников, который «имеет торги в мясном ряду и в доме харчевенной и пряничной промысел …». Домашним способом готовили пряники в семье саратовского священника Гавриила Чернышевского в середине ХIХ века. Екатерина Пыпина, родственница Чернышевского, в воспоминаниях писала: «Нас детей, Гаврила Иванович постоянно кормил сладостями: коврижкой, величиной в лист бумаги, и пряниками из манной крупы».
Пряники могли служить предметом игры или спора во время ярмарок. По свидетельству члена Саратовской ученой архивной комиссии Петра Боева, «Игра в пряники существовала в Саратове преимущественно в базарные и праздничные дни, и заключалась в том, чтобы взять в руку известным образом пряник, разломить его одним ударом на три части». Ловкие и сильные игроки за время ярмарки выигрывали по 15–20 пудов пряников.