Традиционная русская прялка Г-образной формы, представленная в Коми-Пермяцком музее, состоит из донца и лопасти. Донце — это часть предмета, на которой сидит мастерица во время работы, а к лопасти привязывали кудель — очищенные и обработанные волокна шерсти или льна. Фигурная ножка прялки обработана на токарном станке, лопасть украшена рисунком с обеих сторон. Предположительно, это работа кунгурских мастеров.
По художественному исполнению это подражание обвинской росписи по дереву, народному промыслу Урала. На лопасти прялки изображены два цветка в упрощенной стилизованной форме. У каждого из них по восемь лепестков, как у «обвинской розы», самого характерного элемента обвинской росписи. На нее также указывают пушистые стебли, колосья зерновых культур и техника рисунка. Он выполнен в обвинском «разбеле», когда мастер одновременно кладет на кисть белила и основной цвет, чтобы мазок получался объемным, плавным и с белым бликом на одной стороне.
Ножка прялки расписана теми же оранжевыми и синими тонами, что и основной рисунок. Технология исполнения красочного рисунка очень проста и самобытна. В кунгурской росписи предпочитали холодные тона, в окраске фона преобладали синие, голубые, зеленые цвета. Краски делали прямо на месте из природных минералов, растирая и перемешивая их с олифой. Первым этапом определяли размер мотива и композицию, затем подмалевком обозначали основные пятна цветов, бутонов, листьев. Обмакнув кисть в краску нужного цвета и вращая ее вокруг своей оси, мастера одним движением превращали подмалевок в спелую ягоду или лепесток.
Прялки появились в первом тысячелетии нашей эры, после изобретения ручного веретена. По конструкции они делятся на цельные, из корня или ствола дерева, и составные, из двух деталей. Простые прялки всегда были в крестьянском доме, по несколько штук у каждой женщины. Уральские мастера, трудившиеся над созданием праздничных, обрядовых прялок, выработали типы композиций прялочного декора для каждого района и назначения прялки. На детской прялочке рисовали нахохлившегося, только что оперившегося птенца, а на прялке молодой девушки — двух миловидных птичек. Красивая прялка представляла девушку, сообщала о благополучии в ее семье, служила дополнением к нарядному костюму.
По художественному исполнению это подражание обвинской росписи по дереву, народному промыслу Урала. На лопасти прялки изображены два цветка в упрощенной стилизованной форме. У каждого из них по восемь лепестков, как у «обвинской розы», самого характерного элемента обвинской росписи. На нее также указывают пушистые стебли, колосья зерновых культур и техника рисунка. Он выполнен в обвинском «разбеле», когда мастер одновременно кладет на кисть белила и основной цвет, чтобы мазок получался объемным, плавным и с белым бликом на одной стороне.
Ножка прялки расписана теми же оранжевыми и синими тонами, что и основной рисунок. Технология исполнения красочного рисунка очень проста и самобытна. В кунгурской росписи предпочитали холодные тона, в окраске фона преобладали синие, голубые, зеленые цвета. Краски делали прямо на месте из природных минералов, растирая и перемешивая их с олифой. Первым этапом определяли размер мотива и композицию, затем подмалевком обозначали основные пятна цветов, бутонов, листьев. Обмакнув кисть в краску нужного цвета и вращая ее вокруг своей оси, мастера одним движением превращали подмалевок в спелую ягоду или лепесток.
Прялки появились в первом тысячелетии нашей эры, после изобретения ручного веретена. По конструкции они делятся на цельные, из корня или ствола дерева, и составные, из двух деталей. Простые прялки всегда были в крестьянском доме, по несколько штук у каждой женщины. Уральские мастера, трудившиеся над созданием праздничных, обрядовых прялок, выработали типы композиций прялочного декора для каждого района и назначения прялки. На детской прялочке рисовали нахохлившегося, только что оперившегося птенца, а на прялке молодой девушки — двух миловидных птичек. Красивая прялка представляла девушку, сообщала о благополучии в ее семье, служила дополнением к нарядному костюму.