Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Земля чуди»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Прялка расписная

Время создания
вторая половина XX века
Размер
высота — 61 см, длина копыла — 54 см; размер лопасти — 30х17 см
Техника
резьба, роспись
Выставка
11
Открыть в приложении
#2
Традиционная русская прялка Г-образной формы, представленная в Коми-Пермяцком музее, состоит из донца и лопасти. Донце — это часть предмета, на которой сидит мастерица во время работы, а к лопасти привязывали кудель — очищенные и обработанные волокна шерсти или льна. Фигурная ножка прялки обработана на токарном станке, лопасть украшена рисунком с обеих сторон. Предположительно, это работа кунгурских мастеров.

По художественному исполнению это подражание обвинской росписи по дереву, народному промыслу Урала. На лопасти прялки изображены два цветка в упрощенной стилизованной форме. У каждого из них по восемь лепестков, как у «обвинской розы», самого характерного элемента обвинской росписи. На нее также указывают пушистые стебли, колосья зерновых культур и техника рисунка. Он выполнен в обвинском «разбеле», когда мастер одновременно кладет на кисть белила и основной цвет, чтобы мазок получался объемным, плавным и с белым бликом на одной стороне.

Ножка прялки расписана теми же оранжевыми и синими тонами, что и основной рисунок. Технология исполнения красочного рисунка очень проста и самобытна. В кунгурской росписи предпочитали холодные тона, в окраске фона преобладали синие, голубые, зеленые цвета. Краски делали прямо на месте из природных минералов, растирая и перемешивая их с олифой. Первым этапом определяли размер мотива и композицию, затем подмалевком обозначали основные пятна цветов, бутонов, листьев. Обмакнув кисть в краску нужного цвета и вращая ее вокруг своей оси, мастера одним движением превращали подмалевок в спелую ягоду или лепесток.

Прялки появились в первом тысячелетии нашей эры, после изобретения ручного веретена. По конструкции они делятся на цельные, из корня или ствола дерева, и составные, из двух деталей. Простые прялки всегда были в крестьянском доме, по несколько штук у каждой женщины. Уральские мастера, трудившиеся над созданием праздничных, обрядовых прялок, выработали типы композиций прялочного декора для каждого района и назначения прялки. На детской прялочке рисовали нахохлившегося, только что оперившегося птенца, а на прялке молодой девушки — двух миловидных птичек. Красивая прялка представляла девушку, сообщала о благополучии в ее семье, служила дополнением к нарядному костюму.
#6
Прялка расписная
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Прялка расписная

Время создания
вторая половина XX века
Размер
высота — 61 см, длина копыла — 54 см; размер лопасти — 30х17 см
Техника
резьба, роспись
Выставка
11
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%