Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «От Пермского моря до наших дней»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Прорезная бляха

Время создания
IX–XI век н. э.
Размер
6x4x0,3 см
60х40х3 мм
Техника
литье в форме
2
Открыть в приложении
#1
Прорезная бляха
#3
В Пермском крае часто находят произведения древнего искусства медно-бронзового литья. Это искусство называли «чудским», «шаманским», а в 1920-е годы за ним закрепилось название пермского звериного стиля.

Истоки пермского звериного стиля лежат в глубокой древности народов, населяющих Европейский северо-восток. Расцвет его пришелся на VI–VIII века, которые известный русский археолог Александр Спицын называл «золотым веком». В это время, по мнению многих ученых, закладывались этнические основы северо-уральских народов — коми-пермяков, коми, удмуртов, ханты и манси.

Пермский звериный стиль объединял бронзовую художественную пластику VI–XII веков, созданную средневековой цивилизацией Урала. В центре Евразии пересекались три дороги в Сибирь из Европы и Средней Азии: византийский, иранский и скандинавский пути. У «ворот Сибири», в месте пересечения дорог в Верхнем Прикамье, возникла цивилизация с особой культурой, оставившая свой пантеон богов и духов, воплощенных в металле. Ученые дали ей название Ломоватовской культуры, по реке Ломоватовка.

На территории Прикамья очень рано зародилась металлургия. Недалеко от современного села Оралово обнаружили литейные формы и тигли — емкости для литья меди, относящиеся еще к X–IX векам до нашей эры.

Представления древнего населения Верхнего Прикамья о мироздании, культе предков нашли свое воплощение в медных и бронзовых пластинках пермского звериного стиля. Изображенные на них символы олицетворяют мифы коми-пермяков о Древней Пермской земле. Так, лось — общий предок народов коми, утка — мать прародительница Земли и всего живущего на ней, щука — царица подводного царства, ящер — хозяин подземного мира, медведь — хозяин леса.

На бляхе в коллекции Березниковского музея, найденной в районе деревни Зуево, изображена семья, стоящая на ящере под небосводом из лосиных голов. Этот сюжет олицетворяет связь подземного и небесного миров, прошлого и будущего. Подобные бляхи выполняли функцию оберега, в центре таких амулетов всегда находился человек или семья. 
#4
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Прорезная бляха

Время создания
IX–XI век н. э.
Размер
6x4x0,3 см
60х40х3 мм
Техника
литье в форме
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%