В Пермском крае часто находят произведения древнего искусства медно-бронзового литья. Это искусство называли «чудским», «шаманским», а в 1920-е годы за ним закрепилось название пермского звериного стиля.
Истоки пермского звериного стиля лежат в глубокой древности народов, населяющих Европейский северо-восток. Расцвет его пришелся на VI–VIII века, которые известный русский археолог Александр Спицын называл «золотым веком». В это время, по мнению многих ученых, закладывались этнические основы северо-уральских народов — коми-пермяков, коми, удмуртов, ханты и манси.
Пермский звериный стиль объединял бронзовую художественную пластику VI–XII веков, созданную средневековой цивилизацией Урала. В центре Евразии пересекались три дороги в Сибирь из Европы и Средней Азии: византийский, иранский и скандинавский пути. У «ворот Сибири», в месте пересечения дорог в Верхнем Прикамье, возникла цивилизация с особой культурой, оставившая свой пантеон богов и духов, воплощенных в металле. Ученые дали ей название Ломоватовской культуры, по реке Ломоватовка.
На территории Прикамья очень рано зародилась металлургия. Недалеко от современного села Оралово обнаружили литейные формы и тигли — емкости для литья меди, относящиеся еще к X–IX векам до нашей эры.
Представления древнего населения Верхнего Прикамья о мироздании, культе предков нашли свое воплощение в медных и бронзовых пластинках пермского звериного стиля. Изображенные на них символы олицетворяют мифы коми-пермяков о Древней Пермской земле. Так, лось — общий предок народов коми, утка — мать прародительница Земли и всего живущего на ней, щука — царица подводного царства, ящер — хозяин подземного мира, медведь — хозяин леса.
На бляхе в коллекции Березниковского музея, найденной в районе деревни Зуево, изображена семья, стоящая на ящере под небосводом из лосиных голов. Этот сюжет олицетворяет связь подземного и небесного миров, прошлого и будущего. Подобные бляхи выполняли функцию оберега, в центре таких амулетов всегда находился человек или семья.
Истоки пермского звериного стиля лежат в глубокой древности народов, населяющих Европейский северо-восток. Расцвет его пришелся на VI–VIII века, которые известный русский археолог Александр Спицын называл «золотым веком». В это время, по мнению многих ученых, закладывались этнические основы северо-уральских народов — коми-пермяков, коми, удмуртов, ханты и манси.
Пермский звериный стиль объединял бронзовую художественную пластику VI–XII веков, созданную средневековой цивилизацией Урала. В центре Евразии пересекались три дороги в Сибирь из Европы и Средней Азии: византийский, иранский и скандинавский пути. У «ворот Сибири», в месте пересечения дорог в Верхнем Прикамье, возникла цивилизация с особой культурой, оставившая свой пантеон богов и духов, воплощенных в металле. Ученые дали ей название Ломоватовской культуры, по реке Ломоватовка.
На территории Прикамья очень рано зародилась металлургия. Недалеко от современного села Оралово обнаружили литейные формы и тигли — емкости для литья меди, относящиеся еще к X–IX векам до нашей эры.
Представления древнего населения Верхнего Прикамья о мироздании, культе предков нашли свое воплощение в медных и бронзовых пластинках пермского звериного стиля. Изображенные на них символы олицетворяют мифы коми-пермяков о Древней Пермской земле. Так, лось — общий предок народов коми, утка — мать прародительница Земли и всего живущего на ней, щука — царица подводного царства, ящер — хозяин подземного мира, медведь — хозяин леса.
На бляхе в коллекции Березниковского музея, найденной в районе деревни Зуево, изображена семья, стоящая на ящере под небосводом из лосиных голов. Этот сюжет олицетворяет связь подземного и небесного миров, прошлого и будущего. Подобные бляхи выполняли функцию оберега, в центре таких амулетов всегда находился человек или семья.