Сюжет гравюры связан с событиями Отечественной войны 1812 года, участником которой был Матвей Муравьёв-Апостол. На гравюре неизвестного художника (предположительно это копия с гравюры Иоганна Адама Кляйна, созданной в 1830 году) изображен Кремль на фоне языков пламени и клубов черного дыма и вступающие в Москву французские войска.
На переднем плане — семья, не успевшая покинуть город: мужчина сидит на коробе с вещами, закрыв лицо руками, женщина с маленьким ребенком на руках, стоя на коленях, обращается к французскому офицеру. Далее — заполнившие берег Москвы-реки пешие и конные солдаты и офицеры во главе с Наполеоном на белом коне.
Изображение окружает рамка из горизонтальной и вертикальной штриховки. В рамке под изображением можно увидеть надписи «Brand von Moskau» и «Jncendie de Moskou» — на немецком и французском языках, эта фраза как «Пожар Москвы». Под изображением на полях посередине написано «Vienne chez Artapia et Comp.», в правом нижнем углу «C.P.S.C.M.».
До вступления в Москву Наполеона древняя столица впечатляла площадью, количеством жилых домов, общественных зданий и церквей. Примерно четверть домов были каменные, через реки протянуты около сорока мостов. Украшениями города являлись старинные памятники архитектуры. Армия во главе с Кутузовым покинула Москву 14-го сентября 1812 года. Отступающие войска подожгли баржи с сеном и склады с провиантом. Пожарные части ушли вместе с армией. Французская армия заняла Москву вечером 14 сентября. Накануне в разных частях города начались единичные пожары, которые удавалось локализовать. Утром 16 сентября горело Замоскворечье. Кремль был в огненном кольце. Над пылающим городом поднялся сильный ветер, его порывы разносили тлеющие угли. Словно факелы, они падали на крыши домов и строения, на Красную площадь и торговые ряды. Французский генерал Филипп Поль де Сегюр писал: