Национальный женский пояс на языке народа ханты называется «сакан антупкел». Он представляет собой сплетенную из бисера полосу со сложным геометрическим узором, в котором чередуются белый, голубой, оранжевый и светло-зеленый цвета.
Представленный в экспозиции музея пояс изготовила в 2008 году мастерица Татьяна Лозямова в селе Казым Белоярского района Югры.
Согласно верованиям коренных северных народов, такой пояс защищал одну из четырех душ женщины, душу-живот. В старину маленьким девочкам на талию повязывали обыкновенную веревочку. Это делали для того, чтобы пояс, то есть защита, нашел свое место. Подпоясывали ханты только верхнюю распашную одежду, рубахи и платья ханты носили без пояса.
Название женского нательного пояса, к которому ремешками прикрепляли обувь, считалось запретным, его было нельзя произносить вслух.
Обские угры широко использовали бисер в декоративно-прикладном искусстве. В культуре северных народов этот материал появился около X–XIII века, когда на их территориях начала развиваться торговля. Например, купцы из Великого Новгорода привозили на продажу одекуи — крупные голубые бусины из стеклянной пасты. Они считаются предшественниками русского бисера. Новый материал довольно быстро вытеснил из культуры северных этносов традиционные виды декорирования, например, раскрашенные оленьи шкуры и металлические нашивки.
Изначально украшения создавали, по отдельности пришивая к материалу каждую бисерину. Позже сформировалась техника нанизывания нескольких бусин на сухожильную или капроновую нить или леску. Мастерицы набирали целую бисерную ленту, которую затем пришивали к ткани. Еще позже появились изделия, которые целиком плели из бисера, например, пояса, налобные повязки, браслеты, подвески.
Для каждой локальной группы хантов были характерны уникальные приемы бисероплетения и неповторимые орнаменты. Чаще всего для декора использовали классические геометрические узоры — ромбы, линии, зигзаги — а также стилизованные изображения животных, например, оленей, зайцев или птиц.
Представленный в экспозиции музея пояс изготовила в 2008 году мастерица Татьяна Лозямова в селе Казым Белоярского района Югры.
Согласно верованиям коренных северных народов, такой пояс защищал одну из четырех душ женщины, душу-живот. В старину маленьким девочкам на талию повязывали обыкновенную веревочку. Это делали для того, чтобы пояс, то есть защита, нашел свое место. Подпоясывали ханты только верхнюю распашную одежду, рубахи и платья ханты носили без пояса.
Название женского нательного пояса, к которому ремешками прикрепляли обувь, считалось запретным, его было нельзя произносить вслух.
Обские угры широко использовали бисер в декоративно-прикладном искусстве. В культуре северных народов этот материал появился около X–XIII века, когда на их территориях начала развиваться торговля. Например, купцы из Великого Новгорода привозили на продажу одекуи — крупные голубые бусины из стеклянной пасты. Они считаются предшественниками русского бисера. Новый материал довольно быстро вытеснил из культуры северных этносов традиционные виды декорирования, например, раскрашенные оленьи шкуры и металлические нашивки.
Изначально украшения создавали, по отдельности пришивая к материалу каждую бисерину. Позже сформировалась техника нанизывания нескольких бусин на сухожильную или капроновую нить или леску. Мастерицы набирали целую бисерную ленту, которую затем пришивали к ткани. Еще позже появились изделия, которые целиком плели из бисера, например, пояса, налобные повязки, браслеты, подвески.
Для каждой локальной группы хантов были характерны уникальные приемы бисероплетения и неповторимые орнаменты. Чаще всего для декора использовали классические геометрические узоры — ромбы, линии, зигзаги — а также стилизованные изображения животных, например, оленей, зайцев или птиц.