Пояс женский
Время создания
XIX – XX века
Размер
11х87 см
Техника
Серебро, цветное стекло, кожа, латунь, медь, штамп, филигрань, плетение
5
Открыть в приложении#1
Пояс женский
#5
#2
Женские костюмы многих дагестанских народов были богато украшены разнообразными нашивными и съемными изделиями. Каждая деталь имела значение. Пояса, декорированные металлическими украшениями и пряжками, носили главным образом лезгины. Но иногда они встречались и у их соседей: даргинцев и лакцев, южных аварцев и других.
В XIX веке лезгинские женщины в качестве верхней одежды носили валчаг — приталенное платье из бархата или сатина, которое надевалось поверх нижней рубахи. Его еще называли женским вариантом черкески. К валчагу обязательно прилагался роскошный серебряный пояс — одно такое изделие представлено в коллекции Дагестанского музея изобразительных искусств.
В XIX веке лезгинские женщины в качестве верхней одежды носили валчаг — приталенное платье из бархата или сатина, которое надевалось поверх нижней рубахи. Его еще называли женским вариантом черкески. К валчагу обязательно прилагался роскошный серебряный пояс — одно такое изделие представлено в коллекции Дагестанского музея изобразительных искусств.
#6
Женские пояса
#3
Женские пояса были довольно массивными и тяжелыми. Надевали их, как правило, на свадебный наряд, тоже пышный и многослойный. Для пояса характерна очень широкая пряжка с круглой центральной частью — она скрывала крючок, с помощью которого застегивалась. Дагестанцы издревле считали золото металлом с негативной энергетикой, способным приносить владельцу несчастья, поэтому многие изделия изготавливались из серебра.
#4
Лезгинский национальный костюм отличался от одежды других народов более яркой и броской расцветкой. Сказалась эта традиция и на украшениях. Пояс щедро усыпан цветными вставками из граненого стекла, монетами, подвесками и другими небольшими деталями. Платье валчаг обычно шилось из тканей темных расцветок — синего, фиолетового или зеленого цвета. Поэтому разноцветный пояс служил ярким акцентом наряда.
Центр круглой части украшали крупным элементом, по форме напоминающим шатер. Он был декорирован либо чернью и гравировкой, либо филигранью — ажурным узором из проволоки. Аналогичные шатры поменьше располагались также по бокам пояса. К кожаному основанию крепились монеты, бляшки и мелкие подвески в виде «огурцов». Последние пришли в Дагестан из Ирана, где они символизировали язычки пламени — один из сакральных атрибутов.
Похожие пояса встречались и в азербайджанском национальном костюме. В ширину они достигали 12 сантиметров и крепко обхватывали талию, что подчеркивало тонкий стан хозяйки. Пояс считался главным элементом в декоре костюма. Серебряные пояса носили также и мужчины — именно к этому аксессуару крепились кинжалы и другие необходимые горцам вещи.
Центр круглой части украшали крупным элементом, по форме напоминающим шатер. Он был декорирован либо чернью и гравировкой, либо филигранью — ажурным узором из проволоки. Аналогичные шатры поменьше располагались также по бокам пояса. К кожаному основанию крепились монеты, бляшки и мелкие подвески в виде «огурцов». Последние пришли в Дагестан из Ирана, где они символизировали язычки пламени — один из сакральных атрибутов.
Похожие пояса встречались и в азербайджанском национальном костюме. В ширину они достигали 12 сантиметров и крепко обхватывали талию, что подчеркивало тонкий стан хозяйки. Пояс считался главным элементом в декоре костюма. Серебряные пояса носили также и мужчины — именно к этому аксессуару крепились кинжалы и другие необходимые горцам вещи.
#7
ДМИИ им. П.С. Гамзатовой
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Пояс женский
Время создания
XIX – XX века
Размер
11х87 см
Техника
Серебро, цветное стекло, кожа, латунь, медь, штамп, филигрань, плетение
5
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться