Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «От пустоши до наукограда»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Мерка от пурки Исаева

Время создания
1880—1990-е гг.
Место создания
Фабрика «К. Воткей», Санкт-Петербург
Размер
23x10x10 см
Техника
латунь, заводское производство
0
Открыть в приложении
#2
Пуркой принято называть специальные весы для определения натуры зерна. Под натурой понимается вес (масса) определенного объема семян. Это один из основных показателей качества зерна: чем выше натура зерна, тем больше оно ценится.


В Российской империи для определения качества зерна практиковали непосредственное взвешивание его четверти (209,9 л). Однако, такой объем был слишком велик, а потому результаты взвешивания отличались ненадежностью. Поэтому со временем вес четверти был заменён другой мерой — четвериком (26,24 л). В 1883 году Технический совет главного интендантского управления утвердил пурку (устройство для определения натуры зерна), состоящую из мерки ёмкостью 1 четверик, над которой крепилась воронка, снабжённая у выходного отверстия задвижкой. Исследуемое зерно пересыпалось из воронки в мерку без толчков, после чего зерно в мерке подлежало взвешиванию.


В 1880-х годах хлеботорговец Исаев разработал собственную модель пурки, где объёмный вес определялся долей зерна в 1/32 четверика. Пурка состояла из весов, гирь, цилиндрической мерки и воронки с откидным дном.


В процессе определения натуры зерна продукт насыпали в воронку, затем нажатием открывали створки дна, и зерно падало в мерку. Для удобства пурки данного типа комплектовались условными гирями, позволяющими определять объемный вес без умножения на соответствующий коэффициент. Благодаря высокой точности измерений пурка Исаева получила широкое распространение на всей территории страны и оставалась популярной на протяжении полувека.


С введением метрической системы качество зерна стали измерять с определением веса 1 литра в граммах. Для этого использовались пурки с мерками на 1 и 20 литров. Перед началом работы проверяли равновесие весов. Для этого на один конец коромысла подвешивали чашку, а на другой — мерку с вложенным в неё падающим грузом. Если весы приходили в равновесие, то приступали непосредственно к взвешиванию. На крышке ящика устанавливали мерку, в щель мерки вставляли нож, на который помещали падающий груз. На мерку надевали полнитель. В стакан с воронкой насыпали зерно, опрокидывали в наполнитель воронкой вниз, затем удаляли стакан и быстро вынимали нож из щели. Таким образом, в мерку падал груз, который вытеснял воздух через отверстия на дне мерки, вслед за грузом мерку наполняло зерно. После этого вновь осторожно вставляли нож в щель, опрокидывая мерку с наполнителем для удаления излишка зерна. Затем наполнитель снимали с мерки и снова опрокидывали её для удаления зерен, оставшихся поверх ножа. Нож вынимали из щели, мерку с зерном подвешивали к плечу коромысла и взвешивали с точностью до 0,5 грамма. 


Незаполненная мерка с падающим грузом по весу была равна чашке для гирь, поэтому вес гирь, уравновешивающих мерку с зерном, показывает вес 1 литра продукта. Процедуру осуществляли дважды. При определении натуры одной и той же партии зерна брали средний показатель из двух.


В 1842 г. в Санкт-Петербурге открыл свое заведениеВоткей Карл Осипович.Заведение находилось на Офицерской ул., в доме № 32/2. Заведение изготавливало бинокли, зрительные трубы и другие оптические инструменты. В 1849 г. Воткей принял участие в Санкт-Петербургской выставке Российских мануфактурных изделий, им были представлены телескопы и зрительные трубки «очень тщательной работы и щеголеватой отделки» очень высоко оцененные экспертами:
#6

Театральные зрительные трубки и большая ахроматическая труба, выставленная иностранцем Воткей, по справедливости должны быть причислены к лучшим оптическим приборам, находившимся на выставке.

#5

К 1870 г. на фабрике Воткея работало 50 человек рабочих, в течение года изготавливалось до 500 оптических инструментов на сумму до 60 тыс. рублей. На Всероссийской выставке мануфактурных изделий 1870 г. в Санкт-Петербурге фирмой были представлены: бинокли театральные, телескоп и морские бинокли. К этому времени фабрика оптика Воткея получила большую известность в России благодаря изготовляемым ею биноклям, зрительным трубам и другим инструментам. Когда в 80-х гг. было решено снабдить пехоту, кавалерию и артиллерию биноклями, К. Воткей обратился в Военное министерство с просьбой заказать бинокли на его фабрике. В прошении он писал:

#4

Имея в Санкт-Петербурге единственную фабрику во всей России биноклей, зрительных труб и телескопов, я осмеливаюсь просить о заказе биноклей на моей фабрике, изготовляемых русскими мастерами и которые будут не хуже предлагаемых заграничными мастерами и обойдутся по такой же цене». После испытания биноклей Воткея на Главном артиллерийском полигоне «оказалось, что начиная с самых незначительных расстояний и до 2000 саженей бинокль г. Воткея, не только не уступает в ясности изображения биноклю Ратеновской фабрики (Германия), но даже несколько превосходит его.

#3

В 1882 г. Карл Воткей участвовал во Всероссийской выставке в Москве, он представил: бинокли, зрительные трубы, лоты, компасы, психрометр, чашки медные, объективы, окуляры. В это время на фабрике было рабочих 60 человек. Годовое производство составляло 100 тыс. рублей. Участие в выставке было весьма успешным. По итогам выставки Карл Воткей был награжден золотой медалью «за изготовление биноклей и зрительных труб отличного качества». Изготовленные им подзорные трубы для личного употребления Государя Императора доставили фирме звание поставщика Высочайшего Двора. После смерти К. Воткея во главе фирмы стала его вдова Воткей Леонтина-Шарлотта-Мария. Фирма продолжила свою деятельность под тем же названием — «К. Воткей». В дальнейшем владельцем фирмы стал Циммер Николай Павлович. 


Продолжали выпускаться: физические, оптические, геодезические, чертежные, измерительные и др., приборы для исследований хлебных продуктов. Изготавливалось большое количество инструментов для Гидрографического департамента. Только в 1907 г. ему было поставлено 1009 инструментов: биноклей, зрительных труб, искусственных горизонтов, анероидов, термометров, чертежных и других инструментов. Но постепенно фирма стала приходить в упадок. Так в 1909 г. количество рабочих сократилось до 35 человек, а годовое производство до 50 тыс. руб.
Фирма прекратила свое существование после революции 1917 г.

Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Мерка от пурки Исаева

Время создания
1880—1990-е гг.
Место создания
Фабрика «К. Воткей», Санкт-Петербург
Размер
23x10x10 см
Техника
латунь, заводское производство
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%