Митрополичий посох из коллекции Архиерейского дома представляет собой резной деревянный жезл с изогнутой поперечной перекладиной в верхней части. Раньше он хранился в специальном футляре, который внутри был обит бархатом. Основная часть посоха украшена четырьмя круглыми утолщениями — «яблоками». На них, как и на рукояти, сохранились остатки позолоты.
Митрополит — духовный сан высшего ранга в православии. Это почетное звание давали священнослужителям за особые заслуги. Выше них в церковной иерархии стоял только патриарх. Символом власти сибирских митрополитов служили посохи особой формы. Они олицетворяли мудрое управление, твердость веры и способность вести за собой последователей.
Сначала посохи митрополитов внешне напоминали пастушеские, с навершием в форме крюка: таким образом священник уподоблялся духовному пастырю. Позже из Византии пришли жезлы с перекладиной, концы которой слегка загибались вниз. Посох становился похож на якорь — традиционный символ твердой веры в православии. Саму христианскую церковь при этом сравнивали с надежным кораблем, а повседневную, мирскую жизнь человека — с бурным морем, которое необходимо преодолеть.
В XVI–XVII веках появилась еще одна традиционная форма митрополичьего посоха — с навершием в виде двух переплетенных змей, головы которых обращены друг к другу. Внешне такой жезл напоминал античный кадуцей, с которым древние греки традиционно изображали Гермеса — бога торговли и хитрости, покровителя путников и проводника душ в подземное царство. Его посох считался символом мудрости и справедливости. Вероятно, православные священники именно поэтому переняли образ из античной мифологии.
Посохи, с которыми митрополиты совершали богослужения, украшали драгоценными камнями, резьбой, инкрустацией. Повседневные жезлы выглядели гораздо скромнее. В России принято было закреплять на рукояти митрополичьего посоха два платка. Если крестный ход совершали зимой, в сильный мороз, то нижний платок не позволял ладони священнослужителя касаться холодного металла, а верхний закрывал руку снаружи.
Митрополит — духовный сан высшего ранга в православии. Это почетное звание давали священнослужителям за особые заслуги. Выше них в церковной иерархии стоял только патриарх. Символом власти сибирских митрополитов служили посохи особой формы. Они олицетворяли мудрое управление, твердость веры и способность вести за собой последователей.
Сначала посохи митрополитов внешне напоминали пастушеские, с навершием в форме крюка: таким образом священник уподоблялся духовному пастырю. Позже из Византии пришли жезлы с перекладиной, концы которой слегка загибались вниз. Посох становился похож на якорь — традиционный символ твердой веры в православии. Саму христианскую церковь при этом сравнивали с надежным кораблем, а повседневную, мирскую жизнь человека — с бурным морем, которое необходимо преодолеть.
В XVI–XVII веках появилась еще одна традиционная форма митрополичьего посоха — с навершием в виде двух переплетенных змей, головы которых обращены друг к другу. Внешне такой жезл напоминал античный кадуцей, с которым древние греки традиционно изображали Гермеса — бога торговли и хитрости, покровителя путников и проводника душ в подземное царство. Его посох считался символом мудрости и справедливости. Вероятно, православные священники именно поэтому переняли образ из античной мифологии.
Посохи, с которыми митрополиты совершали богослужения, украшали драгоценными камнями, резьбой, инкрустацией. Повседневные жезлы выглядели гораздо скромнее. В России принято было закреплять на рукояти митрополичьего посоха два платка. Если крестный ход совершали зимой, в сильный мороз, то нижний платок не позволял ладони священнослужителя касаться холодного металла, а верхний закрывал руку снаружи.