Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Коллекции Дмитрия Геннадьевича Бурылина»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Посмертная маска Н.В. Гоголя

Время создания
XX век
Место создания
Российская империя
Размер
22x17x22 см
Техника
гипс; литье
3
Открыть в приложении
#1

В Ивановском историко-краеведческом музее хранится посмертная маска великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя. В 1910-е годы стало очень популярно коллекционирование посмертных масок великих людей. В коллекции Дмитрия Бурылина насчитывалось более тридцати масок.

С маской Николая Васильевича Гоголя связана легенда, что ее снимали с еще живого человека. Дело в том, что писатель был подвержен внезапным обморокам и приступам глубокого сна (следствие перенесенной болезни). В результате он панически боялся быть принятым за умершего и похороненным заживо. Однако с версией летаргического сна был категорически не согласен Николай Александрович Рамазанов, скульптор, снимавший с покойного маску. Он неоднократно заявлял, что Гоголь к моменту его работы был неопровержимо мертв.

Посмертная маска — слепок из гипса или другого пластичного материала, снятый с лица умершего. Искусствоведы считают, что традиция снимать слепок с умершего ведет свою историю от ритуала ваяния погребальной маски. Отличие в том, что для обряда не требовалось портретное сходство, погребальная маска играла исключительно символическую роль. Затем концепция изменилась. Ваятели стали стремиться как можно точнее передать черты лица умершего.

От эпохи к эпохе менялись материалы, используемые для создания масок. В Древнем Египте облик почивших фараонов запечатлевался в золоте. Римляне использовали воск. А еще позднее, ближе к нашим временам, скульпторы стали предпочитать гипс как более дешевый, распространенный и надежный материал. Популярность посмертных масок возросла в годы Французской революции.

Процесс изготовления маски предполагает несколько этапов. Лицо покойного покрывают вазелином, потом наносят тонкий слой гипса. Когда он подсыхает, его разрезают на две части куском тонкого картона. Если снимать маску целиком, она может деформироваться. Потом две половинки склеивают. Получается форма — зеркальный вариант лица. Эта форма и служит для отливки собственно маски. Первый слепок особенно ценен, как правило, он остается в семье. Вторые копии посмертных масок известных людей хранятся в Кунсткамере. Там любой желающий может заказать себе копию с копии маски великого человека. Именно такие, третьи копии представлены в музее.
#3
Посмертная маска Н.В. Гоголя
#2
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Посмертная маска Н.В. Гоголя

Время создания
XX век
Место создания
Российская империя
Размер
22x17x22 см
Техника
гипс; литье
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%