Посмертные маски — изобретение, пришедшее в современный мир из глубины веков. Они представляют собой слепок, сделанный с лица покойного. Для их создания используются пластичные материалы (в основном гипс). Именно эти изделия позволили современному человечеству получить четкое представление о внешности многих известных людей, живших в далеком прошлом, лучше понять обстоятельства их гибели. Зачем делают посмертные маски людей? Причины создания таких слепков бывают различными. Посмертные маски нередко рассматриваются как семейные реликвии. Такие изделия могут сохраняться веками, путешествуя из поколения в поколение. Благодаря им, потомки знают, как выглядели их далекие предки. Неудивительно, что таким образом увековечиваются не только лица выдающихся представителей рода человеческого.
Посмертные маски оказываются чрезвычайно полезными при создании памятников. Далеко не всегда скульптору удается в точности воспроизвести черты лица покойного, опираясь исключительно на фотоснимки и тем более на портреты. Присутствие слепка значительно облегчает подобную задачу, что положительно сказывается не только на достоверности облика, но и на стоимости работы. Наконец, подобные изделия могут оказаться полезными в экспертной практике. Маска воспроизводит строение лица, не искажая размеры. С ее помощью отображаются мельчайшие детали.
Обратимся к истории. Как уже было сказано, посмертные маски не являются изобретением наших современников. Самое древнее изделие, о котором известно людям, было создано еще в 16 веке до нашей эры. Речь идет о слепке, сделанном с лика погибшего фараона Тутанхамона. Изначально на маски возлагалась не последняя роль в погребальном обряде, умерших людей хоронили вместе с ними. Затем они стали рассматриваться как самостоятельная ценность, сохраняться для потомков. Материал, из которого производились слепки, определялся в первую очередь статусом, которым обладал покойник при жизни, финансовым положением его наследников. Их изготавливали даже из золота, также применялись дерево, глина и гипс. Первые экземпляры нередко декорировались росписью, при их создании использовались драгоценные камни.
Подготовительные работы
Разобравшись с тем, зачем делают посмертные маски, можно обратиться к технологии их создания, которая представляет собой весьма интересный процесс. Слепки могут создаваться непосредственно на месте обнаружения мертвого тела, также возможно их производство в морге. Разумеется, эта процедура проводится перед тем, как судмедэксперты вскрывают труп. Как делают посмертные маски? Процесс начинается с подготовки тела. Лицо и волосы покойника осторожно обрабатываются вазелином, его можно заменить практически любым косметическим кремом. Микрорельеф кожи должен остаться неповрежденным, поэтому крем накладывается тончайшим слоем. Обвязывание головы полотенцем необходимо для того, чтобы удержать на лице гипсовую маску. Обязательно закрывается нижний участок шеи, прячутся уши и темя.
Технология производства
Изготовление посмертной маски начинается с создания гипсовой формы. Этот материал разводится, пока не примет консистенцию, соответствующую по густоте сметане. Охра служит для того, чтобы масса приобрела телесный цвет, иногда применяются и другие красители. Далее следует нанесение вещества на все лицо, для чего берется кисть или ложка. Работа традиционно ведется ото лба. Первый слой характеризуется толщиной в 1 см, последующие слои увеличивают этот показатель до 2-3 см. После затвердевания форму удаляют с лица, берясь за нижний край. Откалывающиеся края прикрепляются с помощью клея. Далее форма обрабатывается вазелином, располагается кверху полой частью, заполняется гипсом. Проволочный каркас служит для ее фиксации. Финишный этап представляет собой отделение формы от позитива. Иногда приходится использовать при этом деревянный молоток. Вот как делают посмертные маски. Интересно, что эта технология не меняется уже в течение многих десятилетий.
Посмертные маски оказываются чрезвычайно полезными при создании памятников. Далеко не всегда скульптору удается в точности воспроизвести черты лица покойного, опираясь исключительно на фотоснимки и тем более на портреты. Присутствие слепка значительно облегчает подобную задачу, что положительно сказывается не только на достоверности облика, но и на стоимости работы. Наконец, подобные изделия могут оказаться полезными в экспертной практике. Маска воспроизводит строение лица, не искажая размеры. С ее помощью отображаются мельчайшие детали.
Обратимся к истории. Как уже было сказано, посмертные маски не являются изобретением наших современников. Самое древнее изделие, о котором известно людям, было создано еще в 16 веке до нашей эры. Речь идет о слепке, сделанном с лика погибшего фараона Тутанхамона. Изначально на маски возлагалась не последняя роль в погребальном обряде, умерших людей хоронили вместе с ними. Затем они стали рассматриваться как самостоятельная ценность, сохраняться для потомков. Материал, из которого производились слепки, определялся в первую очередь статусом, которым обладал покойник при жизни, финансовым положением его наследников. Их изготавливали даже из золота, также применялись дерево, глина и гипс. Первые экземпляры нередко декорировались росписью, при их создании использовались драгоценные камни.
Подготовительные работы
Разобравшись с тем, зачем делают посмертные маски, можно обратиться к технологии их создания, которая представляет собой весьма интересный процесс. Слепки могут создаваться непосредственно на месте обнаружения мертвого тела, также возможно их производство в морге. Разумеется, эта процедура проводится перед тем, как судмедэксперты вскрывают труп. Как делают посмертные маски? Процесс начинается с подготовки тела. Лицо и волосы покойника осторожно обрабатываются вазелином, его можно заменить практически любым косметическим кремом. Микрорельеф кожи должен остаться неповрежденным, поэтому крем накладывается тончайшим слоем. Обвязывание головы полотенцем необходимо для того, чтобы удержать на лице гипсовую маску. Обязательно закрывается нижний участок шеи, прячутся уши и темя.
Технология производства
Изготовление посмертной маски начинается с создания гипсовой формы. Этот материал разводится, пока не примет консистенцию, соответствующую по густоте сметане. Охра служит для того, чтобы масса приобрела телесный цвет, иногда применяются и другие красители. Далее следует нанесение вещества на все лицо, для чего берется кисть или ложка. Работа традиционно ведется ото лба. Первый слой характеризуется толщиной в 1 см, последующие слои увеличивают этот показатель до 2-3 см. После затвердевания форму удаляют с лица, берясь за нижний край. Откалывающиеся края прикрепляются с помощью клея. Далее форма обрабатывается вазелином, располагается кверху полой частью, заполняется гипсом. Проволочный каркас служит для ее фиксации. Финишный этап представляет собой отделение формы от позитива. Иногда приходится использовать при этом деревянный молоток. Вот как делают посмертные маски. Интересно, что эта технология не меняется уже в течение многих десятилетий.