Картину «Последняя весна» из коллекции картинной галереи Вольского музея Яков Турлыгин написал в 1884 году в реалистической манере.
На холсте изображена молодая девушка в длинном белом платье, сидящая на подоконнике перед распахнутым настежь окном. Яркий дневной свет падает на ее лицо и тело, но при этом не освещает темную мрачную спальню.
Героиня картины — бледная, со впалыми щеками и тусклым взглядом — выглядит печальной и изможденной. У ее ног лежит смятый конверт с красной сургучной печатью. Справа в глубине комнаты видна незастеленная постель и прикроватный столик, уставленный пузырьками с лекарствами. Эти детали намекают зрителю о том, что девушка серьезно больна и, скорее всего, уже не поправится.
Одной из самых распространенных болезней XIX века была чахотка, или легочный туберкулез. Ею болели и простые рабочие на фабриках, и представители знатного сословия, и молодые студенты и студентки. На заболеваемость серьезно влиял влажный климат, высокая скученность жителей в городах, плохое питание и неразвитая медицинская помощь. Основными признаками болезни были бледность, жар, продолжительный кашель, мокрота с кровью. В запущенных случаях легкие покрывались небольшими бугорками, и больной постепенно угасал.
Лежащие на подоконнике конспекты говорят о том, что героиня картины — студентка. В XIX веке считали, что чахотке особенно подвержены люди, занятые учебой или умственным трудом. «Домашний лечебник» 1830-х годов утверждал следующее: «Беспрестанное прилежание в немногие месяцы часто разрушало наилучшее телосложение… Чахотка, столь часто у них [ученых] случающаяся, происходит от согбенного и беспрестанно сидячего положения тела».
Художник Яков Турлыгин, автор полотна, родился 3 октября 1857 года в Москве. Он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества с большой серебряной медалью, которую получил за картину «Без средств к жизни». Турлыгин был живописцем и рисовальщиком, работал в историческом и бытовом жанре, писал картины на библейские темы и пейзажи.
В 1893 году он стал членом Московского товарищества художников, экспонировал свои работы в Товариществе передвижных художественных выставок. Кроме профессионального занятия живописью, Турлыгин сотрудничал с юмористическими журналами, иллюстрировал рассказы Всеволода Гаршина, работал декоратором в театре Лентовского. Художник умер 17 декабря 1909 года в Москве.
На холсте изображена молодая девушка в длинном белом платье, сидящая на подоконнике перед распахнутым настежь окном. Яркий дневной свет падает на ее лицо и тело, но при этом не освещает темную мрачную спальню.
Героиня картины — бледная, со впалыми щеками и тусклым взглядом — выглядит печальной и изможденной. У ее ног лежит смятый конверт с красной сургучной печатью. Справа в глубине комнаты видна незастеленная постель и прикроватный столик, уставленный пузырьками с лекарствами. Эти детали намекают зрителю о том, что девушка серьезно больна и, скорее всего, уже не поправится.
Одной из самых распространенных болезней XIX века была чахотка, или легочный туберкулез. Ею болели и простые рабочие на фабриках, и представители знатного сословия, и молодые студенты и студентки. На заболеваемость серьезно влиял влажный климат, высокая скученность жителей в городах, плохое питание и неразвитая медицинская помощь. Основными признаками болезни были бледность, жар, продолжительный кашель, мокрота с кровью. В запущенных случаях легкие покрывались небольшими бугорками, и больной постепенно угасал.
Лежащие на подоконнике конспекты говорят о том, что героиня картины — студентка. В XIX веке считали, что чахотке особенно подвержены люди, занятые учебой или умственным трудом. «Домашний лечебник» 1830-х годов утверждал следующее: «Беспрестанное прилежание в немногие месяцы часто разрушало наилучшее телосложение… Чахотка, столь часто у них [ученых] случающаяся, происходит от согбенного и беспрестанно сидячего положения тела».
Художник Яков Турлыгин, автор полотна, родился 3 октября 1857 года в Москве. Он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества с большой серебряной медалью, которую получил за картину «Без средств к жизни». Турлыгин был живописцем и рисовальщиком, работал в историческом и бытовом жанре, писал картины на библейские темы и пейзажи.
В 1893 году он стал членом Московского товарищества художников, экспонировал свои работы в Товариществе передвижных художественных выставок. Кроме профессионального занятия живописью, Турлыгин сотрудничал с юмористическими журналами, иллюстрировал рассказы Всеволода Гаршина, работал декоратором в театре Лентовского. Художник умер 17 декабря 1909 года в Москве.