Детство и юность художника и скульптора Льва Мартынова прошли в Березниках. Он всегда интересовался историей края и занимался сбором исторических материалов по поручению директора Березниковского музея, в котором он работал в 1960-х годах. Первым живописным полотном Мартынова стала картина «Последний бой бронепоезда № 2», написанная в традиционной реалистической манере.
В Гражданскую войну бронепоезда, бронированные железнодорожные составы, были серьезным оружием и часто решали исход битвы. Бронепоезд Красной армии № 2 под командованием Ивана Деменева курсировал между станциями Кузино, Кын, Кормовище, Лысьвинского района Пермской губернии и не раз срывал попытки белых использовать железную дорогу в качестве прямого пути в Лысьву.
В декабре 1918 года в районе деревни Паленый Лог бронепоезд № 2 прикрывал отход двух рот Лесновско-Выборгского полка, выходящих из окружения, но попал в засаду: белые пробрались в тыл и разобрали железнодорожные пути. Сошедший с рельсов бронепоезд стал мишенью для колчаковцев.
Для сюжета картины Мартынов выбрал один из самых драматичных моментов сражения красноармейцев с белыми. Когда кончились боеприпасы, оставшиеся в живых бойцы взорвали один из броневагонов и под покровом ночи решились идти на прорыв окружения.
Темный силуэт бронепоезда контрастирует с белым снегом, на заднем плане полыхает броневагон. В центре композиции — балтийский моряк и рабочий-железнодорожник, они стоят насмерть, плечом к плечу. Рядом на снегу лежит пулеметчик, около него сумка-патронташ.
В правой части картины на переднем плане мы видим фигуру убитого воина, уже занесенную снегом. В том бою погибли многие бойцы бронепоезда — помощник командира, артиллеристы, стрелки. Лишь небольшая часть красноармейцев смогла пробиться в Лысьву.
Художник не задавался целью воспроизвести картину боя с документальной точностью, но, тщательно изучив имеющиеся материалы, создал полотно, прославившее подвиг бойцов бронепоезда № 2. Картина Льва Мартынова соответствовала духу советского времени, когда сражения времен Гражданской войны окружались героическим ореолом и становились сюжетами для книг, фильмов, произведений скульптуры и живописи.
В Гражданскую войну бронепоезда, бронированные железнодорожные составы, были серьезным оружием и часто решали исход битвы. Бронепоезд Красной армии № 2 под командованием Ивана Деменева курсировал между станциями Кузино, Кын, Кормовище, Лысьвинского района Пермской губернии и не раз срывал попытки белых использовать железную дорогу в качестве прямого пути в Лысьву.
В декабре 1918 года в районе деревни Паленый Лог бронепоезд № 2 прикрывал отход двух рот Лесновско-Выборгского полка, выходящих из окружения, но попал в засаду: белые пробрались в тыл и разобрали железнодорожные пути. Сошедший с рельсов бронепоезд стал мишенью для колчаковцев.
Для сюжета картины Мартынов выбрал один из самых драматичных моментов сражения красноармейцев с белыми. Когда кончились боеприпасы, оставшиеся в живых бойцы взорвали один из броневагонов и под покровом ночи решились идти на прорыв окружения.
Темный силуэт бронепоезда контрастирует с белым снегом, на заднем плане полыхает броневагон. В центре композиции — балтийский моряк и рабочий-железнодорожник, они стоят насмерть, плечом к плечу. Рядом на снегу лежит пулеметчик, около него сумка-патронташ.
В правой части картины на переднем плане мы видим фигуру убитого воина, уже занесенную снегом. В том бою погибли многие бойцы бронепоезда — помощник командира, артиллеристы, стрелки. Лишь небольшая часть красноармейцев смогла пробиться в Лысьву.
Художник не задавался целью воспроизвести картину боя с документальной точностью, но, тщательно изучив имеющиеся материалы, создал полотно, прославившее подвиг бойцов бронепоезда № 2. Картина Льва Мартынова соответствовала духу советского времени, когда сражения времен Гражданской войны окружались героическим ореолом и становились сюжетами для книг, фильмов, произведений скульптуры и живописи.