Василиса Трапезникова принадлежала к одной из самых уважаемых семей Елоховской волости Рыбинского уезда. Ее супруг Фёдор Фёдорович Трапезников в начале 1830-х годов стал одним из первых крестьян графини Анны Орловой-Чесменской, выкупивших себя из крепостной зависимости. Позже он вошел в состав Елоховского вотчинного общества вольных хлебопашцев, занял должность местного бурмистра и стал заниматься торговлей. Сын Фёдора и Василисы Трапезниковых Егор впоследствии был назначен елоховским писарем.
Изменение социального статуса семьи Трапезниковых передано в этом портрете. Молодая женщина изображена по пояс в фас. Ее руки согнуты, сложены под грудью. Позу отличает некоторая монументальная застылость, ведущая свое начало от древнерусской парсуны и характерная для жанра купеческого портрета. Черты лица женщины округлые и миловидные, губы узкие. Внимательный взгляд светло-серых глаз обращен на зрителя.
Темно-русые волосы расчесаны на прямой пробор и убраны под небольшой головной убор. На модели светло-голубое платье с пышными рукавами, вокруг шеи на городской манер повязан широкий кружевной воротник.
Ансамбль костюма дополнен выразительными аксессуарами. Плечи Василисы Трапезниковой закрывает воротник тонкого кружева. Мягкие драпированные складки шали контрастируют с жесткой фактурой кружева на воротнике, что вносит некоторое противоречие в единый ансамбль костюма.
Небольшая повязка на голове по форме напоминает традиционные русские головные уборы — шамшуру и повойник. Купчиха носила постоянно платок, повязанный на макушке бантиком, или шапочку, имитирующую платок. Повязка плотно надета на голову и по оттенку различается с оттенком платья. Это создает дополнительный цветовой акцент в костюме.
Многочисленные золотые кольца, надетые на руки молодой женщины,
свидетельствуют о богатстве и материальном достатке в доме.
В целом в стилистике и манере ношения аксессуаров чувствуется
одновременно влияние крестьянской и купеческой среды, что отражает историю
жизненного пути семьи Трапезниковых.