Саврасов Виктор Сергеевич (1924–1976), первый владимирский керамист, один из старейших скульпторов Владимирского края, изобразил своего современника Сычева Николая Петровича (1883–1964), художника, реставратора, профессора, преподавателя и искусствоведа, оказавшего заметное влияние на становление Владимирской школы живописи.
Портрет Сычева Николая Петровича
Как исследователь высочайшего уровня Николай Сычев сложился в Петербургском университете под руководством ведущих в то время деятелей исторических наук: Никодима Кондакова (1844–1925) и Дмитрия Айналова (1862–1939). С 1917 по 1921 г. он был преподавателем в Институте истории искусств, профессором Петроградского Университета, Академии Художеств, Археологического института Всероссийской Академии художеств; с 1921 по 1926 год занимал должность руководителя Государственного Русского музея.
Свою научную работу Николай Сычев всегда совмещал с изобразительной деятельностью, азы которой получил в Академии художеств как вольнослушатель. Свои работы он представлял на выставках, состоял в художественном объединении «Шестнадцать», наравне, например, с известным живописцем Николаем Фешиным (1881–1955).
Значение Сычева для своего времени было велико, однако, репрессированный в 1930-е гг., он был вынужден прервать свою деятельность. Благодаря художнику и реставратору Игорю Грабарю (1871–1960), спустя годы, Николай Петрович был переведен во Владимир.
Как единственный в области профессор Сычев вошел в число представителей Художественного совета Владимирского Союза советских художников, организованного в 1945 году, и определял состав областных выставок. Он был рекомендован на эту должность представителями Оргкомитета, который объединял подобные союзы по всей стране и располагался в Москве.
Кроме того, Николай Сычев вел изостудию, в которой занимались будущие представители Владимирской школы живописи: Ким Бритов, Виктор Титов, Валерий Кокурин и другие владимирские художники. Вместе с учениками он часто ездил на пленэры и консультировал их в творческой работе.
Слова Кима Николаевича Бритова о процессе учебы у мастера раскрывают в целом путь развития художников, прошедших через его студию:
Сычев числился и руководителем сектора монументальной живописи во Владимирской проектно-реставрационной мастерской. В роли научного руководителя он участвовал в расчистке и укреплении фресок Андрея Рублева и Даниила Черного в Успенском соборе.
Участвуя в реставрации десятков древних памятников, профессор вовлекал своих учеников в работу или обсуждение богатых традиций древнерусской архитектуры, фресковых росписей, иконописи. Он по праву считается основателем владимирской школы реставрации. Николай Петрович Сычев оказал всестороннее воздействие на изобразительное искусство Владимирской области, как художник, преподаватель, искусствовед и реставратор.