Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Пензенская земля — русской литературе»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Портрет Радищевой В.М.

Время создания
начало 1830-х годов
Место создания
Российская империя
Размер
67,5x53 см
Техника
холст; масло
0
Открыть в приложении
#1

Варвара Михайловна Радищева, урожденная княжна Чегодаева, приходилась невесткой (женой брата) писателю Александру Николаевичу Радищеву. Ее муж Степан Николаевич был предводителем дворянства в Кузнецком уезде Саратовской губернии.

Время написания портрета удалось установить благодаря истории моды. Именно в 1830-х годах дамы носили такие платья с пышными рукавами, букли на висках (французские кудри, завитые локоны). Особенный интерес представляет шаль героини колокольцовского производства, о котором с восхищением писал пензенский вице-губернатор, князь Иван Михайлович Долгоруков:

#16

Какое мягкое полотно! Какие живые краски! Какие замысловатые узоры: все в совершенстве.

#17

Прототипом знаменитых русских шалей XIX столетия — мерлинских и колокольцовских — были кашмирские индийские ткани. Спрос на модный аксессуар привел к тому, что в Российской империи были основаны две мануфактуры: братьев Дмитрия и Григория Аполлоновичей Колокольцовых в Пензенской губернии и их сестры госпожи Надежды Аполлоновны Мерлиной — в Нижегородской. Неоднократные призеры международных выставок, шали входили в гардеробы знати и императорской фамилии.

Князь Иван Долгоруков описывал в мемуарах случай, когда некий французский посланник Коленкур «торговал на ее [Мерлиной] фабрике превосходной работы шаль… за… 10 тысяч» для супруги Наполеона. Однако патриотичная предпринимательница отказалась«выпустить в чужое государство домашнего сего изделия».

Нити для шалей пряли из пуха киргизских и ангорских коз и вычесывали с помощью металлических гребней и раскаленного масла. Сами шали делали двусторонними и украшали тончайшим узором с многочисленными цветовыми оттенками. Основу орнамента составляли цветочные мотивы, скомпонованные в гирлянды и букеты. Для ткачества применяли особые челночки, напоминавшие очень тонкие коклюшки. На одно изделие у двух мастериц уходило от полутора до двух лет, менее чем к 30 годам ткачихи теряли зрение и вынуждены были оставлять работу.

Другая примечательная деталь туалета Радищевой — парадный чепец, привычный головной убор замужней дамы. Чепцы шили из тонкого газа, декорировали лентами, кружевом, цветами.

Супруги Радищевы были последними владельцами имения Верхнее Аблязово. Ныне оно переименовано в Радищево, там функционирует музей писателя.
#18
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Портрет Радищевой В.М.

Время создания
начало 1830-х годов
Место создания
Российская империя
Размер
67,5x53 см
Техника
холст; масло
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%