Прототипом знаменитых русских шалей XIX столетия — мерлинских и колокольцовских — были кашмирские индийские ткани. Спрос на модный аксессуар привел к тому, что в Российской империи были основаны две мануфактуры: братьев Дмитрия и Григория Аполлоновичей Колокольцовых в Пензенской губернии и их сестры госпожи Надежды Аполлоновны Мерлиной — в Нижегородской. Неоднократные призеры международных выставок, шали входили в гардеробы знати и императорской фамилии.
Князь Иван Долгоруков описывал в мемуарах случай, когда некий французский посланник Коленкур «торговал на ее [Мерлиной] фабрике превосходной работы шаль… за… 10 тысяч» для супруги Наполеона. Однако патриотичная предпринимательница отказалась«выпустить в чужое государство домашнего сего изделия».
Нити для шалей пряли из пуха киргизских и ангорских коз и вычесывали с помощью металлических гребней и раскаленного масла. Сами шали делали двусторонними и украшали тончайшим узором с многочисленными цветовыми оттенками. Основу орнамента составляли цветочные мотивы, скомпонованные в гирлянды и букеты. Для ткачества применяли особые челночки, напоминавшие очень тонкие коклюшки. На одно изделие у двух мастериц уходило от полутора до двух лет, менее чем к 30 годам ткачихи теряли зрение и вынуждены были оставлять работу.
Другая примечательная деталь туалета Радищевой — парадный чепец, привычный головной убор замужней дамы. Чепцы шили из тонкого газа, декорировали лентами, кружевом, цветами.
Супруги Радищевы были последними владельцами имения Верхнее Аблязово. Ныне оно переименовано в Радищево, там функционирует музей писателя.