В ноябре 1742 года особым манифестом Елизаветы Петровны наследником российского престола был объявлен племянник императрицы принц Карл Петер Ульрих Гольштейн-Готторпский. При переходе из лютеранской веры в православную наследнику дали имя Петра Федоровича.
Портрет Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны
Время создания
1740-е годы
Размер
129x100 см
Техника
холст, масло
Коллекция
6
Открыть в приложении#1
Георг Кристоф Гроот
Портрет Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны
#2
#5
В феврале 1744 года в Москву прибыли Иоганна Елизавета, княгиня Ангальт-Цербстская, урожденная герцогиня Голтейн-Готторпская, и ее дочь София Августа Фредерика. Жениху она приходилась троюродной сестрой.
В июне того же года принцесса приняла православие и стала именоваться Екатериной Алексеевной — в память о Екатерине I.
В июне того же года принцесса приняла православие и стала именоваться Екатериной Алексеевной — в память о Екатерине I.
На следующий день великий князь Петр Федорович и великая княгиня Екатерина Алексеевна были обручены.
#4
Г.К. Гроот (?) Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны 1740-е (?) годы. ГРМ
Газета «Санкт-Петербургские ведомости» сообщала, что 28 июня 1744 года в придворной церкви Головинского дворца в Москве в присутствии Елизаветы Петровны совершилось миропомазание Екатерины.
Императрица, «умиленная сей церемонией, подарила ей аграф и складень бриллиантовый, ценою в несколько сот тысяч рублей».
#6
Портрет из собрания Русского музея, автором которого возможно был Г.К. Грооту, является одним из ранних изображений великокняжеской четы. Он был, вероятно, исполнен в период между обручением и венчанием, состоявшимся 21 августа 1745 года в Петербурге.
#7
Художник избрал традиционную для европейского искусства того времени композицию двойного свадебного портрета.
#14
Петр Федорович с церемониальной демонстративностью выводит на первый план Екатерину Алексеевну, словно представляя подданным свою юную избранницу. Жест соединенных рук, легкое касание плеч, галантное объятие за талию, еле уловимый поворот навстречу друг другу — все эти тонкие композиционные нюансы, свойственные стилю рококо, призваны подчеркнуть единение будущих супругов.
Но лица обрученных, напротив свидетельствуют об их разобщенности. Надменное спокойствие и холодность великого князя контрастируют с напряженной сосредоточенностью и печалью великой княгини.
Но лица обрученных, напротив свидетельствуют об их разобщенности. Надменное спокойствие и холодность великого князя контрастируют с напряженной сосредоточенностью и печалью великой княгини.
#12
Неизвестный художник. Портрет великого князя Петра Федоровича. Не позднее 1758 года. ГРМ
#9
В своих «Записках» Екатерина II вспоминала:
#10
Императрица назначила быть свадьбе 21 августа. По мере того, как приближался этот день, меланхолия все более и более овладевала мною. Сердце не предвещало мне счастья, одно честолюбие меня поддерживало. В глубине души моей было не знаю что-то такое, ни на минуту не оставлявшее во мне сомнения, что рано или поздно я добьюсь того, что сделаюсь самодержавною русскою императрицею.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Портрет Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны
Время создания
1740-е годы
Размер
129x100 см
Техника
холст, масло
Коллекция
6
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться