Коломну XVIII–XIX веков обычно называют купеческим городом. Ее пересекало множество торговых речных и сухопутных путей. В Коломне происходит слияние трёх рек: Коломенки, давшей название городу, Москвы-реки и величественной Оки. Местное купечество поддерживало тесные связи с купцами из Москвы, Воронежа, Санкт-Петербурга, Рязани, Таганрога, Астрахани и других городов. Жили богатые коломенские купцы преимущественно в Кремле, торговые лавки располагались на посаде. В историю Коломны вошли купеческие династии Мещаниновых, Тупицыных, Чуприковых, Левиных.
В экспозиции Музея-заповедника «Коломенский кремль» представлен портрет неизвестной купчихи. В композиции портрета нет ничего случайного, изображение отличается статичностью и особой монументальностью, что дополнительно подчеркивает достоинство и значимость состоятельной женщины. Примечательны типовые знаки купеческого сословия — украшения купчихи: дорогая шаль, перстни, серьги и ожерелье. Купцов и купчих обычно писали здоровыми, сильными, красивыми и нарядными — в дорогих мехах, роскошных шалях, шелковых платьях и драгоценностях. В образах купцов художника привлекали их вкусы, обычаи и близость с народом: многие были выходцами из крестьянской среды.
Стиль жанра — парсунно-канонический, сочетающий элементы как средневековой архаики, так и живописи Нового времени. Функциональное значение жанра заключается в презентации сословного идеала и в назидательно-воспитательном воздействии на представителей сословия. Купеческий портрет — это понятие, объединяющее под собой все существующие в искусстве изображения коммерсантов.
На социальную жанрообразующую потребность в купеческом портрете оказало воздействие искусство старообрядцев, особенно старообрядческий портрет. Купеческий портрет появился и бытовал на границе двух систем — профессионального искусства и примитива. В системе «ученой» живописи купеческий портрет являлся маргинальным жанром, в жанрово-видовой системе примитива он стал необходимой частью целостной картины мира, воплощая одну из составляющих образа человека.
В экспозиции Музея-заповедника «Коломенский кремль» представлен портрет неизвестной купчихи. В композиции портрета нет ничего случайного, изображение отличается статичностью и особой монументальностью, что дополнительно подчеркивает достоинство и значимость состоятельной женщины. Примечательны типовые знаки купеческого сословия — украшения купчихи: дорогая шаль, перстни, серьги и ожерелье. Купцов и купчих обычно писали здоровыми, сильными, красивыми и нарядными — в дорогих мехах, роскошных шалях, шелковых платьях и драгоценностях. В образах купцов художника привлекали их вкусы, обычаи и близость с народом: многие были выходцами из крестьянской среды.
Стиль жанра — парсунно-канонический, сочетающий элементы как средневековой архаики, так и живописи Нового времени. Функциональное значение жанра заключается в презентации сословного идеала и в назидательно-воспитательном воздействии на представителей сословия. Купеческий портрет — это понятие, объединяющее под собой все существующие в искусстве изображения коммерсантов.
На социальную жанрообразующую потребность в купеческом портрете оказало воздействие искусство старообрядцев, особенно старообрядческий портрет. Купеческий портрет появился и бытовал на границе двух систем — профессионального искусства и примитива. В системе «ученой» живописи купеческий портрет являлся маргинальным жанром, в жанрово-видовой системе примитива он стал необходимой частью целостной картины мира, воплощая одну из составляющих образа человека.