Александр Михайлович Голицын (1723–1807) был представителем младшей ветви рода Голицыных. Его овальный портрет из коллекции Зарайского кремля — лучший из трех прижизненных портретов князя — входит в состав фамильной портретной галереи Голицыных.
При дворе Александр Михайлович вел в основном дипломатическую деятельность: в 1742 году был послом в Голландии, в 1749 с краткой неофициальной миссией посетил Париж, а в 1755–1761 годах был посланником в Лондоне. С 1762 по 1775 год являлся вице-канцлером и вице-президентом Коллегии иностранных дел. Несмотря на занимаемый пост, Голицын не пользовался расположением ни императрицы, ни своих современников. Фактически, реальным руководителем внешней политики России в то время был граф Никита Панин.
После ухода в отставку в 1778 году, князь начал заниматься благотворительностью — он строил больницы в Москве. Помимо этого, Александр Голицын был увлеченным коллекционером. Собрание, которое он формировал долгие годы, включало в себя картины и скульптуры, и многие из них были подарены его двоюродным братом Дмитрием Михайловичем Голицыным. Решив, что его собрание будет полезно отечеству и не пожелав разделять коллекцию, Голицын завещал ее всю Голицынской больнице. Уже после смерти графа его племянник достроил здание художественной галереи, которое разместилось прямо на территории лечебницы. Галерея была общедоступной, что стало новшеством для России. А в стенах московского дома Голицына на Девичьем поле располагалась другая коллекция, не предназначенная для глаз широкой публики — фамильное собрание портретов.
О художнике, выполнившем копию с пастельной работы Иоганна Барду, неизвестно ничего, кроме имени и времени написания полотна. Возможно, он был крепостным Голицыных, оставившим надпись на подрамнике «Писал Савеля…».
На портрете Голицын изображен немолодым, но при этом его гордая осанка сохранилась. Карие глаза умно и иронично смотрят на зрителя, на губах сквозит легкая улыбка. Князь одет в темно-красный бархатный кафтан со знаками высших российских орденов Святого Андрея Первозванного и Святого Александра Невского.
Портрет поступил в музей из имения Сенницы графа Келлера Зарайского уезда Рязанской губернии в 1920-е годы.
При дворе Александр Михайлович вел в основном дипломатическую деятельность: в 1742 году был послом в Голландии, в 1749 с краткой неофициальной миссией посетил Париж, а в 1755–1761 годах был посланником в Лондоне. С 1762 по 1775 год являлся вице-канцлером и вице-президентом Коллегии иностранных дел. Несмотря на занимаемый пост, Голицын не пользовался расположением ни императрицы, ни своих современников. Фактически, реальным руководителем внешней политики России в то время был граф Никита Панин.
После ухода в отставку в 1778 году, князь начал заниматься благотворительностью — он строил больницы в Москве. Помимо этого, Александр Голицын был увлеченным коллекционером. Собрание, которое он формировал долгие годы, включало в себя картины и скульптуры, и многие из них были подарены его двоюродным братом Дмитрием Михайловичем Голицыным. Решив, что его собрание будет полезно отечеству и не пожелав разделять коллекцию, Голицын завещал ее всю Голицынской больнице. Уже после смерти графа его племянник достроил здание художественной галереи, которое разместилось прямо на территории лечебницы. Галерея была общедоступной, что стало новшеством для России. А в стенах московского дома Голицына на Девичьем поле располагалась другая коллекция, не предназначенная для глаз широкой публики — фамильное собрание портретов.
О художнике, выполнившем копию с пастельной работы Иоганна Барду, неизвестно ничего, кроме имени и времени написания полотна. Возможно, он был крепостным Голицыных, оставившим надпись на подрамнике «Писал Савеля…».
На портрете Голицын изображен немолодым, но при этом его гордая осанка сохранилась. Карие глаза умно и иронично смотрят на зрителя, на губах сквозит легкая улыбка. Князь одет в темно-красный бархатный кафтан со знаками высших российских орденов Святого Андрея Первозванного и Святого Александра Невского.
Портрет поступил в музей из имения Сенницы графа Келлера Зарайского уезда Рязанской губернии в 1920-е годы.