Дама на портрете известна была как княгиня Прасковья Юрьевна Гагарина (1762–1848). Она — прабабушка П.С. Уваровой, последней хозяйки имения в Карачарове, откуда в 1918 году и поступил портрет. Копия портрета более низкого уровня хранится в Государственном историческом музее.
В бессмертной комедии Грибоедова «Горе от ума» княгиня выведена под именем Татьяны Юрьевны: «Известная, — притом чиновные и должностные все ей друзья и все родные… » — это именно о ней сказано в начале 1820-х гг.
На Муромском портрете неизвестный художник представляет нам милую старушку «со следами былой красоты» в нарядном чепце, в ярких красных одеяниях с красными же бантиками. Столь яркие наряды в весьма солидном возрасте явно говорят о неугасимом темпераменте.
Только благодаря кропотливой тщательной работе реставраторов мы можем все это рассмотреть — холст был в ужасном состоянии, долгое время хранился без подрамника, на следах сгибов — утраты.
Портрет впервые стал экспонироваться в 2006 году в Художественной галерее после возвращения из реставрации. Не удается найти подобного ее портрета, чтобы провести какие-то аналогии. Лицо прописано тщательно, профессионально, выражение схвачено точно, глаза яркие живые. Определить имя художника не представляется возможным. Если бы не запись в инвентарной книге, едва ли удалось узнать в изображенной пожилой даме знаменитую Гагарину.
Портрет не фигурирует в каталогах, не был он и на знаменитой выставке в начале ХХ века в Таврическом дворце, и не попал в пятитомное издание русских портретов. На той выставке был прекрасный живописный ее портрет в юном возрасте, принадлежавший П.П. Вяземскому, и бесследно исчезнувший позднее. Известен тот портрет лишь по репродукции — «Русские портреты XVIII и XIX веков», V, № 16. Роскошную юную княгиню Гагарину в 90-е годы XVIII в. запечатлел Жозеф Грасси.
Она была среди первых красавиц — из-за нее стрелялись. Еще больше прославилась удивительным характером. Она была дочерью действительного тайного советника князя Юрия Никитича Трубецкого и Дарьи Александровны, урождённой Румянцевой — сестры фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского.
В те времена про эмансипацию еще не слышали, редкие дамы позволяли себе смелое поведение. Во время русско-турецкой войны 1789–1791 гг. княгиня Прасковья последовала за мужем генерал-майором князем Фёдором Сергеевичем Гагариным в поход. Сам светлейший князь Потемкин получил от нее прилюдно пощечину в ответ на домогательства, но не мстил, а проникся уважением и ставил в пример дамам двора, где царили свободные нравы. Потом она отправилась за мужем в Польшу, где он был убит во время польского восстания. Гагарина заключена была под стражу, и в плену родила дочь, а уже было пятеро детей. После взятия Варшавы Суворовым она была освобождена и отправилась к русскому двору. Долгое время вдовствовала, в серьге носила землю с могилы мужа. Она была одарена не только красотою, твердостью характера, но и многими талантами, живостью и веселостью нрава.
В доме Гагариной был театр, шли итальянские оперы, где она сама выступала примадонною, а в театре Шаховских появлялась в ролях репертуара французской актрисы Жорж.