«Он был искусный вождь во брани,
Совета муж, любитель муз,
Отечества подпора тверда,
Блюститель веры, правды друг;
Екатериной чтим за службу,
За здравый ум, за добродетель,
За искренность души его.
Он умер, трон обороняя.
Стой, путник! Стой благоговейно.
Здесь Бибикова прах сокрыт».
(Г. Р. Державин, «Ода на смерть Бибикова»)
На портрете неизвестного художника изображен Александр Ильич Бибиков (1729–1774). Он был крупным военным и государственным деятелем Российской империи. Являлся маршалом Уложенной комиссии, сенатором, главнокомандующим войсками во времена борьбы с польскими конфедератами и в ходе подавления Пугачевского восстания.
Исследователи говорят о том, что немногие деятели екатерининских времен вызывали к себе подобное сочувствие при жизни и сожаление после смерти. Но с Бибиковым это было именно так. О нем лестно отзывались не только соотечественники, но и иностранцы, с которыми Александру Ильичу довелось служить.
Пушкин говорил о Бибикове как о видной фигуре екатерининского времени. Писатель даже процитировал в своей «Истории Пугачева» строки из письма Бибикова к Денису Ивановичу Фонвизину от 29 января 1774 года: «Ведь не Пугачев важен, да важно всеобщее негодование, а Пугачев — чучела, которою воры яицкие казаки играют». Александр Бибиков всегда выражал свое мнение открыто — как в официальных кругах, так и в личной переписке с родными и друзьями. Возможно, как раз эта черта характера обеспечила ему такую высокую оценку современников.
Парадный портрет генерал-аншефа отражает особенности стилистики барокко. Целью художника было показать не просто человека, а важную особу во всем блеске ее высокого социального положения. Александр Бибиков изображен на портрете в парадном мундире генерал-аншефа — чин, в который он был произведен в 1771 году после удачной военной кампании в Польше.
В 1764 году приняли новую форму и знаки различия для генеральских чинов. Зеленый кафтан полагался пехотным генералам. У парадной формы было золотое шитье в виде гирлянд, обшитых дубовыми листьям по воротнику, а также карманные клапаны.
Чины генералов различались по числу рядов золотого шитья на кафтане, а также по количеству золоченых пуговиц на обшлагах. У формы генерал-аншефа было два ряда широкого и один ряд узкого золотого шитья, а на обшлагах полагалось иметь по три пуговицы. На парадном портрете эти детали наряда воспроизведены с большой точностью. Можно заметить офицерский шарф и его кисти под кафтаном, шпагу и командирскую кирасу, украшенную медальоном с вензелем Екатерины Великой.
Совета муж, любитель муз,
Отечества подпора тверда,
Блюститель веры, правды друг;
Екатериной чтим за службу,
За здравый ум, за добродетель,
За искренность души его.
Он умер, трон обороняя.
Стой, путник! Стой благоговейно.
Здесь Бибикова прах сокрыт».
(Г. Р. Державин, «Ода на смерть Бибикова»)
На портрете неизвестного художника изображен Александр Ильич Бибиков (1729–1774). Он был крупным военным и государственным деятелем Российской империи. Являлся маршалом Уложенной комиссии, сенатором, главнокомандующим войсками во времена борьбы с польскими конфедератами и в ходе подавления Пугачевского восстания.
Исследователи говорят о том, что немногие деятели екатерининских времен вызывали к себе подобное сочувствие при жизни и сожаление после смерти. Но с Бибиковым это было именно так. О нем лестно отзывались не только соотечественники, но и иностранцы, с которыми Александру Ильичу довелось служить.
Пушкин говорил о Бибикове как о видной фигуре екатерининского времени. Писатель даже процитировал в своей «Истории Пугачева» строки из письма Бибикова к Денису Ивановичу Фонвизину от 29 января 1774 года: «Ведь не Пугачев важен, да важно всеобщее негодование, а Пугачев — чучела, которою воры яицкие казаки играют». Александр Бибиков всегда выражал свое мнение открыто — как в официальных кругах, так и в личной переписке с родными и друзьями. Возможно, как раз эта черта характера обеспечила ему такую высокую оценку современников.
Парадный портрет генерал-аншефа отражает особенности стилистики барокко. Целью художника было показать не просто человека, а важную особу во всем блеске ее высокого социального положения. Александр Бибиков изображен на портрете в парадном мундире генерал-аншефа — чин, в который он был произведен в 1771 году после удачной военной кампании в Польше.
В 1764 году приняли новую форму и знаки различия для генеральских чинов. Зеленый кафтан полагался пехотным генералам. У парадной формы было золотое шитье в виде гирлянд, обшитых дубовыми листьям по воротнику, а также карманные клапаны.
Чины генералов различались по числу рядов золотого шитья на кафтане, а также по количеству золоченых пуговиц на обшлагах. У формы генерал-аншефа было два ряда широкого и один ряд узкого золотого шитья, а на обшлагах полагалось иметь по три пуговицы. На парадном портрете эти детали наряда воспроизведены с большой точностью. Можно заметить офицерский шарф и его кисти под кафтаном, шпагу и командирскую кирасу, украшенную медальоном с вензелем Екатерины Великой.