Федор Степанович Рокотов — художник — портретист второй половины XVIII века. Не известно, как Рокотов будучи крепостным, получил доступ к изображению императрицы. Интересно, что даже портреты своих сыновей Екатерина доверила писать Рокотову. Портрет был написан в 1763 году, когда проводились коронационные торжества по поводу вступления государыни на российский престол.
Портрет кисти Рокотова стал для Екатерины самым любимым и впредь императрица приказала изображать себя, ориентируясь на рокотовский оригинал.
Портрет отличался от привычных парадных изображений, хотя сохранял торжественность и представительность.
Екатерина II изображена в профиль, что характерно для античности и напоминает профиль римского императора на монетах или античную камею.
Императрица представлена в коронационном платье величественно сидящей на троне. Грациозным жестом она как будто обращается к некой публике — что придает портрету динамику — новшество для парадного портрета.
Художник выписал каждый элемент одежды и украшений, сумев объединить их цветом и светом: парчу, шелк, органзу, золотое шитье.
В наряде императрицы преобладают светлые нежные оттенки. На голове малая императорская корона, считавшаяся личной собственностью императриц.
Поверх лифа платья пропущена голубая муаровая лента ордена Святого Андрея Первозванного. Поверх колена переброшена красная с вышитыми двуглавыми орлами императорская мантия, отороченная горностаем. Эти детали помогают передать главенство и могущество Екатерины. Торжественности портрету придает стандартный парадный фон — колонна и драпировки.
Поверх лифа платья пропущена голубая муаровая лента ордена Святого Андрея Первозванного. Поверх колена переброшена красная с вышитыми двуглавыми орлами императорская мантия, отороченная горностаем. Эти детали помогают передать главенство и могущество Екатерины. Торжественности портрету придает стандартный парадный фон — колонна и драпировки.
Портрет был написан с натуры, императрице понравился, и художник получил царскую награду — 500 рублей.
Экспертиза 2017 года доказала, что копия с портрета Рокотова, находящаяся в экспозиции Воронцовского дворца, выполнялась не автором, а его учениками. Характер письма разный. Более тонко прописано лицо императрицы, писал искусный мастер. Более грубо и упрощенно трактованы детали: волосы, складки платья, драгоценности.