Тамбов был построен по указу царя Михаила Фёдоровича как город-крепость, защищавший южные границы Московского государства от кочевников. Город и окрестные поселки регулярно страдали от набегов степняков, разорявших и полонивших местных жителей.
Спустя годы после основания города жители обратились за помощью к царю. Алексей Михайлович (Тишайший) внял мольбе, и в 1648 году по его указу в Тамбов направился князь Иван Иванович Ромодановский. Под руководством князя жители семи городов занялись возведением оборонного вала, который протянулся от реки Цны (приток Мокши, у села Кузьмино-Гать) через лес по татарской стороне почти до реки Липовицы. Далее вал поднимался на северо-запад по течению и до верховий этой реки и речки Студенец — и оканчивался у реки Челновой. Вдоль всей этой грандиозной постройки на протяжении 20 верст поставили башни с вестовыми колоколами и караульными из тягловых крестьян Покровской слободы города Тамбова.
В правление Алексея Михайловича на севере Тамбовско-Шацкого края проживало множество язычников из мордвы. Заботясь о том, чтобы во всем его государстве «всему б христианству был покой и тишина, и благоденство», царь послал в эти края Мисаила, архиепископа Рязанского и Муромского. Многих обратив в православие, архиепископ окончил миссионерское служение мученической смертью среди язычников.
Автор представленной в экспозиции гравюры Христиан Альберт (Альбрехт) Вортман родился в Померании в 1680 году. Он учился гравировальному делу в Берлине у Иоганна Георга Вольфганга, в 1710–1720 годах служил при дворе ландграфа Гессен-Гомбургского, а затем в Лейпциге и Дрездене.
В 1728 году Вортман приехал в Санкт-Петербург по приглашению секретаря Академии наук Ивана Даниловича Шумахера в качестве уже признанного профессионала. Здесь он способствовал основанию Гравировальной палаты и занял место ее руководителя. На третий год службы «за многие гуляния» мастера лишили жалованья, однако не отказали ему в сдельном сотрудничестве. В 1735 году Академия наук заключила с гравером новый контракт и доверила ему обучение талантливых русских гравировальщиков, среди которых были Иван Соколов (будущий глава Гравировальной палаты), Филипп Матарнови, Григорий Качалов, Ефим Виноградов, Алексей Греков.
Христиан Альберт Вортман прославился как офортист и гравер резцом, иллюстратор и портретист. В российский период он создал два десятка гравированных листов, из них — более десяти портретов. Большая их часть гравирована резцом по офортной основе, в моделировке рук и лиц использована техника пунктира.