Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Портретная галерея Дома Романовых»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Портрет царя Алексея Михайловича

Время создания
не позднее 1670 года
Размер
126x95 см
Техника
холст, масло
12
Открыть в приложении
#1
Портрет царя Алексея Михайловича
#2
В 1645 году на русский престол взошел Алексей Михайлович Тишайший (1629—1676) — второй царь из династии Романовых, сын Михаила Федоровича и его второй жены Евдокии Лукьяновны Стрешневой.
 
Правителем России стал человек необычайно одаренный: красивый, талантливый, умный, набожный. Ему предстояли громкие победы и кровавые бунты, великие свершения и роковые ошибки.
#3
Проводимые Алексеем Михайловичем реформы во многом определили основные направления будущих преобразований Петра I. Было усовершенствовано русское законодательство, проводились реформа армии по европейскому образцу. Активно усваивались внешние формы западноевропейской культуры, появился профессиональный театр, возникали новые жанры литературы и искусства.
#4
Именно при Алексее Михайловиче в Оружейной палате Московского Кремля была создана живописная мастерская, ориентированная на светские заказы и работу с «живства» (то есть с натуры). Ее штат составляли свыше двадцати мастеров, вышедших из иконописной команды, которых стали именовать царскими изографами. Запечатлевая образы конкретных людей, они использовали традиционные для иконы приемы. Эти первые портреты в русском искусстве получили название парсуна (от латинского persona — персона).
Неизвестный художник. Школа Оружейной палаты. Портрет царя Алексея Михайловича. Вторая половина XVII века. 1680-е (?) годы. ГРМ
#11
Наряду с русскими в Оружейной палате работали приглашенные иностранные художники, благодаря которым отечественное искусство осваивало новую технику масляной живописи на холсте и новые способы отражения реальности.
#5
Исходя из особенностей живописной манеры, «Портрет царя Алексея Михайловича» приписывается неизвестному западноевропейскому мастеру: художник демонстрирует свое умение, свободно владея приемами светотеневой моделировки и передачи разнообразных фактур — тканей, меха, драгоценных украшений. Русская школа живописи в XVII веке такими профессиональными навыками еще не владела.

Однако, новые приемы живописи в значительной мере сосуществуют со сложившейся традицией. Композиция портрета с фигурой, данной в поясном срезе и заключенной в орнаментальный овал, вероятно, восходит к портретным гравюрам в «Титулярниках» — рукописных книгах со сведениями о русских и иностранных титулованных лицах, самый знаменитый из которых был создан в 1672 году. 
#6
Черты традиционной парсунности проявляются также в условно трактованном пространстве, в застыло-торжественном предстоянии героя, в традиционном для иконописи сопровождении изображения надписью. В данном случае фигура царя обрамлена поименованием на латыни его официального титула — «Алексей Михайлович Великий Государь Московии Самодержавно Царствует и Управляет». Датировка 1670 годом предложена Д. А. Ровинским на основании гравюры К. Мейсенса (1646 — ?) для книги «Historia di Leopoldo caesare», изданной в Вене в 1670 году.
#8
Михаил Чоглоков (?). Портрет царицы Натальи Кирилловны. Конец января — начало февраля 1694 (?) года. ГРМ
#9
В последней трети XVII века получил широкое распространение живописный портрет «во успении». В отличие от надгробного изображения, помещенного в среду храма и исполненного в традициях иконописного образа, портрет «во успении», написанный в новой технике маслом, должен был находиться в светских хоромах для памяти потомков.

«Во успении» был написан и портрет царицы Натальи Кирилловны, второй жены Алексея Михайловича, матери Петра I и царевен Натальи и Феодоры. Царский «изограф» Михаил Чоглоков запечатлел Наталью Кирилловну, такой как описали ее современники —
#10
женщиной в самых цветущих летах, росту величавого, с черными глазами навыкате, лицо имела приятное, голос звонкий
#14
Царица овдовела в 31 год, а умерла в 42 года, играя в последние период своей жизни значительную роль в государственных делах.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Портрет царя Алексея Михайловича

Время создания
не позднее 1670 года
Размер
126x95 см
Техника
холст, масло
12
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%