Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «100 шедевров Музея Востока»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Портрет буддийского патриарха Чанмэй-лаоцзу

Время создания
XVII век
Место создания
Китай
Размер
167x108 см
Техника
шелк, тушь, краски
2
Открыть в приложении
#5
Существует очень много видов живописи. Среди них и портретное искусство, возникшее в глубокой древности, благодаря которому образы древних мудрецов и выдающихся людей передавались далеким потомкам.
Шэнь Цзе-Чжоу. «Заметки о портрете» (пер. Е. В. Виноградовой и Ду И-Сина)
#3
В собрании Государственного музея Востока хранится портрет буддийского патриарха Чанмэй-лаоцзу, выполненный уже после смерти портретируемого и датируемый XVII в. Авторы подобных пороизведений часто оставались неизвестны ввиду низкого положения портрета в иерархии жанров китайской живописи этого периода. Ведущая роль портретного жанра в живописи периода Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.), когда сложились основные типы портрета — официальный и ритуальный, — к концу периода Мин (1368–1644) была утрачена.
#4
Неизвестный художник. Портрет чиновника. Поздний период Мин
#6
Культ предков с его потребностью в создании мемориальных изображений как неотъемлемой части погребальной церемонии привел к демократизации портретного жанра, в результате чего портретист почти приравнялся к ремесленнику. Главной задачей посмертного портрета было не столько сохранить действительный образ усопшего, сколько показать его социальный статус, что отражалось прежде всего в костюме.
#7
На представленном портрете патриарх изображен сидящим, анфас. Он одет в коричневый халат с узором в виде облаков. Поверх халата на левое плечо накинут синий плащ, к которому прикреплен нефритовый диск би и пластина с тибетской надписью. На голове черная буддийская шапка. Монах сидит в массивном кресле, перебирая четки; обутые в сапоги ноги опущены на низкую скамеечку. Кресло украшено вставками из мрамора и инкрустацией перламутром. Позади кресла стоит стол с мраморной столешницей, на столе лежат книги в шелковом футляре, стоят фарфоровая ваза, бронзовый треножник и черепаховая шкатулка.
Тщательно проработанные детали костюма патриарха и окружающего убранства тем не менее не отвлекают от его лица. Несмотря на явное следование художником определенным физиогномическим канонам очевидно, что он пытался передать и индивидуальные черты усопшего. Перед нами умудренный жизнью старик с впалыми глазами, испещренными морщинами лбом и щеками, а также длинными густыми бровями, давшими патриарху прижизненное прозвище «Чан Мэй — Длинные Брови». Это отражено в надписи в верхней части свитка:
#8
Несущий эпоху старейший предок Чан Мэй — Длинные Брови — распрощался с миром. Путешествие к обители святых Яньфу (длилось) 85 (лет). Четыре великих (слагаемых земной материи — земля, вода, огонь и дыхание — ветер) должны возвратиться в землю. Душа удаляется в сторону Запада. Направляется туда — к патриархам буддизма.
пер. С.Н. Соколова-Ремизова
#9
Портрет представляет собой вертикальный свиток без обрамления, оформленный на европейский манер в раму под стекло. Он поступил в Музей Востока 5 февраля 1928 г. из Музея новой западной живописи, созданного на основе национализированной в 1918 г. коллекции Сергея Ивановича Щукина, известного московского купца, мецената и собирателя. Точно неизвестно, когда портрет буддийского патриарха стал частью собрания Щукина, впервые же он был опубликован В. Дмитриевым в статье «Китайская реальность» в № 5 журнала «Аполлон» за 1914 г.: «Портрет священнослужителя, хотя и отнесен к XIII или XIV веку, но только в виде догадки; во всяком случае можно сказать, что это изображение несет на себе все черты лучшей традиции китайского искусства». Примерно в эти же годы были сделаны фотографии залов особняка Сергея Щукина в Большом Знаменском переулке: в зале импрессионистов по соседству с «Курильщиком» и «Пьеро и Арлекином» Поля Сезанна висел и представленный портрет Чанмэй-лаоцзу.
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Портрет буддийского патриарха Чанмэй-лаоцзу

Время создания
XVII век
Место создания
Китай
Размер
167x108 см
Техника
шелк, тушь, краски
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%